Философия
В общем, проблематика философии истории сводится к четырем главных и «вечных» вопросов:
- Когда и как начинается история?
- Что составляет содержание истории?
Современная философия истории - это самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению исторического развития в его основных параметрах:
Термин «философия истории» был введен в философский оборот чуть раньше - в эпоху Просвещения - Вольтером (1694 - 1778) и охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философско-теоретического обоснования их необходимости и правомерности.
На первый взгляд кажется, что история является бесконечной линией, начало и конец которой скрываются за горизонтом. Человеческая жизнь же мыслится отрезком, который имеет четко определенные начало и конец. Поэтому задача человека состоит в том, чтобы определенным образом разместить свой отрезок исторической бесконечной линии.
Ценностная ориентация - это избирательное отношение к носителю ценности, который может быть реальным предметом удовлетворения потребностей отдельного человека или социальной общности. В ценностной ориентации аккумулируется жизненный опыт людей.
Смысл - это особый смысл, которым человек наделяет проявления своей жизнедеятельности, предоставляя им определенного значения. Это своеобразный ориентир человеку быть правильной, независимо от обстоятельств и времени.
Сущность бытия человека и смысл его жизни постоянно находятся в центре философских, религиозных, социальных и этических концепций. В философской антропологии сформировались три подхода для решения этого вопроса.
Личность неразрывно связана с уникальностью и предназначением человека. Уникальность, в переводе с лат. «Уникум», обозначает нечто единственное в своем роде, исключительное. Назначение - это заранее определенность человека, его возросшая роль, место в мире.
Акт самосозидания, который делает человека личностью, - это не ряд оперативных, таинственных характеристик, которые возвышают человека в ранг исключительной существа, а просякнутисть живым чувством необъятного, представляющий человека непостижимым существом.
Переход от творчества к самосозидания, когда человек выходит из прошлого состояния и оказывается в новой структуре, отмечает сферу трансценденции и является опытом трансцендирования. Трансцендирования человека осуществляется через взаимодействие противоположностей, пересекающихся в ней.
Подробнее: Диалектика трансцендирования, творчество и самосозидания