Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Томмазо Кампанелла

(1568-1639)

«Родился я, чтоб поразит порок: Софизмы, лицемерие, тиранство»



Знаменитый итальянский мыслитель, представитель раннего утопического коммунизма родился около м.Стило в Калабрии. С ранних лет любознательный юноша интересовался философией, особенно той ее частью, где обстоювались идеи добра и справедливости, истины и порядка, истинного гуманизма и человеколюбия. Словом и делом он пытался утвердить их в социальной практике, за что подвергался постоянным гонениям как со стороны церковников, так и со стороны официальных властей, с которыми мыслитель и гражданин вступил в ожесточенную драку за освобождение Южной Италии от гнета испанской монархии. В 1598 г. Кампанелла был схвачен, приговорен к пожизненному заключению, где и написал большую часть своих произведений, включая переведен на многие языки мира знаменитый диалог «Город Солнца». 27 лет заключения подорвали здоровье философа, но не сломили его свободолюбивый дух и гуманистическую характер: идеи достижения справедливого государственного устройства получили в произведениях Кампанеллы не только теоретическое и глубоко гражданское освещения, но и высоконравственной обоснования.

Т. Кампанелла создал десятки сочинений по философии, частично опубликованные частично распространялись в рукописях в Германии и в других странах Европы. Он является автором работ в таких областях знаний, как богословие, философия, этика, политика, военное искусство, астрономия, физиология и медицина. Перу Т. Камианеллы принадлежат такие работы, как «Философия, доказанная чутьем», «О смысле вещей», книга в защиту Г. Галилея, «Город Солнца, или Идеальная Республика. Поэтический диалог ».

Т. Кампанелла призывает к опытному познанию природы, выступает против средневековой схоластизированной философии, пропагандирует культурное достояние античных мыслителей. Природа, по мнению Кампанеллы, является «скульптурным аналогом Бога»; все вещи - одухотворенные, все они стремятся сохранить свое существование и вернуться к первоисточнику, то есть к Богу. В этом стремлении, считал философ, находится основа религии. Источником познания является непосредственное изучение «живого кодекса природы»; познание базируется па чувственном опыте.

Главное произведение Т. Кампанеллы - «Город Солнца» - полностью посвящен моделированию будущего. В этом произведении философ отстаивает идеи политической и экономической равенства, подвергает критике эксплуатацию человека человеком, разрабатывает проект организации общества без насилия и социального неравенства. «Крайние нищета, - писал Т. Кампанелла, - делают людей негодяями, хитрыми, лживыми, ворами, коварными, лжецами, лжесвидетелями т.д., а богатство - надменными, надменными, предателями, невеждами, рассуждающих о том, чего они не знают, обманщиками , хвастун, черствыми, обидчиками и т.д. »(Кампанелла Т. Город Солнца / / утопических роман XVI-XVII вв. - М., 1971.-С.88).

В «Городе Солнца», о котором рассказывает настоятелю отеля мореплаватель, вернулся из дальнего похода, нет частной собственности; нет «негодяев и тунеядцев»; все работают: все всесторонне развитые - как физически, так и духовно; в городе царит распределительная равенство; каждый получает по потребностям. В этом городе нет семьи, женщины и мужчины в равной степени осуществляют военную службу; народ выбирает государственников. Решающая роль в организации жизни «солярийцив» принадлежит науке и ученым, тесно связанным с религией и священнослужителями. В результате этой связи создается магический культ знаний, задача которого - проникновение в таинство Вселенной, совершенствования человека и общества.

Как и Т. Мор, Т. Кампанелла описывает утопическую картину идеального города, где нет частной собственности и индивидуальной семьи. Новое общество могло труда, наиболее уважаемым делом. Работа длится не более четырех лет. Цель этого общества - земное счастье «солярийцив» (так назывались жители города) на основе равенства, благосостояния, вгараздиння и расцвета культуры.

Чрезвычайно большое значение философ придавал развитию науки и техники. Он рассматривал их как главный источник развития общества, начало изменения общественных отношений. Важная роль отводилась образованию и воспитанию. По мнению Т. Кампанеллы, руководство обществом, которое он называет «коммунистическим», находится в руках учено-жреческой касты.

В философской утопии англичанина Т. Мора и итальянца Т. Кампанеллы много общего. Первой среди этого общего есть идея обобществления собственности, точнее, идея построения общества на принципах отсутствия частной собственности. Эта идея, рожденная народными низами, встретила яростное сопротивление со стороны как религиозной, так и буржуазной идеологии. Именно поэтому каждый мыслитель, брался за ее более или менее солидное теоретическое обоснование, подвергался гонениям и неприятностей как от «светской», так и от «духовной» власти.

Что касается народных масс, которые могли бы разделить и поддержать предложения по достижению «общественного счастья в равенстве», то, во-первых, сами «идеологи» народа были далеки от него и боялись (а может, и не совсем понимали) свободолюбивой социального творчества , во-вторых, они выражали свои мысли в форме, непонятной массам в связи с общим низким культурным уровнем и достаточно узким мировоззрением народа. Народное сознание, дремавшую, должна была еще пройти путь Просвещения, чтобы понять свои собственные интересы. Именно поэтому ранний утопизм будто «завис в воздухе».

Позже, уже на новых социальных основах, обобщив идеи утопистов более позднего периода - Г. Мабли, Морелли, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, к этим идеям обратится марксистская социологическая мысль. А пока эти идеи просто отодвигались от главных путей теоретического поиска материальных и духовных основ построения нового (оптимального для различных социальных слоев) общества. Этот поиск связывается прежде всего с именами Т. Гоббса и Б. Спинозы, позже - мыслителей французского Просвещения и материализма XVIII века. Среди рассеянных облаков общественного мнения, пронизанной реформированной религиозностью и буржуазным свободолюбие, уже парили идеи «общественного договора», определявшие магистрали теоретического поиска путей решения социальной проблематики этого периода.



Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии