Мишель де Монтень
(1533-1592)
«Ум - это оружие, которое содержит в себе угрозу для его владельца, если только тот не умеет пользоваться им благоразумно и осторожно»
Знаменитый французский философ - скептик, писатель - гуманист и просветитель Мишель де Монтень происходит из семьи гасконский дворян. Семья обеспечила юноше блестящую гуманитарное образование и воспитание, основой которых были знания латинского и греческого языков, античной философии, передовых идей естествознания. С ранних лет юноша интересовался трудами богословов, современными научными исследованиями и историей. Мишель учился в колледже г. Бордо, после окончания которого занимал должность советника бордоского парламента. Позже он работал мэром этого же города, был депутатом Генеральных штатов, в связи с чем на короткий срок отбывал заключение в Бастилии. Молодого политика освободила и вернула к активной политической деятельности Екатерина Медичи. Любознательный юноша дружит с Генрихом IV, выступает за примирение всех политических сил, отстаивает идею сильной централизованной власти, единства и целостности государства. Он осуждает преследование гугенотов, поднимает идею свободы вероисповедания, гражданского примирения и порядка.
Главной задачей, призванием судьбы Монтень считал написание своих знаменитых «опыт», над которыми работал в течение всей жизни. Первое издание книги увидело свет в 1580 г., однако Монтень не прекращает своей работы над ее совершенствованием. В современном виде «Опыты» - это обстоятельное исследование в трех книгах. К нему часто обращались писатели, мыслители эпохи Просвещения, философы - энциклопедисты. "Опыты" содержат огромный познавательный материал: античный и современный. Здесь - география и история, естествознание и медицина, астрономия и личные наблюдения, события политической жизни XVI в. и даже бытовые анекдоты. Однако все это группируется вокруг основных философских и нравственных проблем, которые волновали человека этого переломного времени.
Главные черты философского мировоззрения Монтеня сформировались под влиянием гражданских войн, которые уничтожали Францию, заставляли искать моральную поддержку в учении стоиков. Вторым не менее влиятельным фактором была разрушение освященных веками религиозных догм, новые научные открытия, накопления разноплановых и противоречивых знаний о мире. Этот фактор подталкивал Монтеня к скептицизму. Характерно, что и стоицизм, и скептицизм являются чертами философского мировоззрения Монтеня. В противоречивом сочетании именно они придают философствованию Монтеня оригинальный методологический шарм и направленность.
Стоицизм Монтеня опирается на учение античных философов. Он любит обращаться к Сенеки и Эпиктета, часто цитируя их и разделяя их взгляды по ряду вопросов. Например, Монтень согласен в определенных жизненных обстоятельствах поддержать их позицию относительно смерти и права человека на самоубийство, даже вопреки христианской идеологии. Однако философ не разделяет строгость принципов античных мыслителей. Монтень отстаивает гармоничное равновесие души и тела, моральной силы и физических предпочтений. Именно они доминируют в его рассуждениях о добре и зле, удовольствие и страдание, жизнь и смерть.
Вместе с тем скептический склад ума подвергает сомнению незыблемость именно этих представлений. Монтень отрицает абстрактный смысл понятий добра и зла. Он переносит их критерий в индивидуальную человеческое сознание. Но скептицизм не приводит Монтеня к нигилизму, отрицающее возможность познания истины. Монтень определяет скепсис как «отчаянный способ», которым можно пользоваться «изредка» и «осторожно». Свой метод он тщательно выписывает в работе «Апология Раймунда Сабундського». Здесь скептицизм выступает как метод контроля за процессом познания, чтобы последнее всегда признавало относительность своих достижений и представлений.
Скептицизм в этом смысле помогает Монтеню выработать корректное отношение к различным гносеологических форм, например, к догмам. Он относится к догмам и догматизма двояко: догматизм в познании, как явление упорной и заскорузлой сознания, им оценивается, разумеется, негативно. Однако отношение к священным догматов - положительное. Именно скепсис критически настраивает автора против любого фанатизма. Будучи искренним христианином и верующим человеком, Монтень убежден, что некорректно считать христианские добродетели лучше, в отличие от других религиозных предпочтений, потому христиане, по его мнению, совершили много постыдного, а другие верующие часто демонстрировали стойкость и преданность своим религиозным убеждениям.
В чем же, по мнению Монтеня, назначение философии? Автор «опыт» считает, что философия - это искусство жить достойно, не только не исключает, но и предусматривает удовольствие. Смысл жизни - в жизни с удовольствием. Однако человека надо научить «удовольствием». Для этого нужен воспитатель, наставник, который умеет обращаться к человеческой душе и знает, что такое настоящие удовольствие. И для этого лучше всего привить интерес к заинтересованного изучения истории. В свою очередь, воспитатель должен сформировать определенную направленность исторического интереса, не исчерпывается датами и фактами, но изучает нравы, идеалы, мировоззрение прошлых поколений.
По мнению философа, наставник имеет собственной душой пробуждать душу своего ученика с помощью душ выдающихся людей прошлого. Только таким образом воспитатель сумеет объяснить ученику, что значит знать и не знать, в чем состоит цель познания, что такое храбрость, сдержанность, справедливость, свобода, до каких пределов допустимо бояться смерти, боли или бесчестия, какие пружины приводят нас к действию, и каким образом у нас возникают столь различные побуждения. Под руководством воспитателя ученик учится наблюдать, размышлять и созерцать, что и является уделом людей достойных, то есть любомудров или философов.
Философы часто говорили, отмечает Монтень, философствовать значит умирать. Некоторые понимал это как забота о достойной смерти. Монтень с таким выводом не согласен. Действительно, Любомудров не может не задумываться о смерти. Но последняя не нуждается особого внимания по сравнению с жизнью.
Монтень пытается понять истинное место человека в мире. В отличие от тех, кто, по выражению Монтеня, творит человека, он только рассказывает о ней и изображает личность, которая ни в коем случае не является жемчужиной творения.
Монтень решительно выступает против антропоцентризма, который признает, что человек - это венец творения, а все, что его окружает, создано и существует столько веков для удобства и услуг последней. И только тогда, когда человек поймет, чем она есть, она сумеет спокойно и честно жить перед собой и Богом. Такую уверенность Монтеню предоставляет как и сам предмет исследования (человек) - существо переменная, подвижная, способная к изменениям и совершенствованию, так и, соответственно, диалектический метод ее познания.
Книга Мишеля де Монтеня кажется пестрой, несмотря на значительное количество исторических персоналий. Однако среди такого «толпы» определяется главный герой - авторское «я», окрашенное разными цветами. Оно - предмет изучения и самоанализа, время и цель, и средство осознание человеческой природы вообще. Такой вывод позволяет констатировать блестящее завершение развертывания идеи ренессансного гуманизма и понять место ее носителя - такой интересной фигуры, как Мишель де Монтень.