Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Мишель де Монтень 
(1533-1592)

«Ум - это оружие, которое содержит в себе угрозу для его владельца, если только тот не умеет пользоваться им благоразумно и осторожно»



Знаменитый французский философ - скептик, писатель - гуманист и просветитель Мишель де Монтень происходит из семьи гасконский дворян. Семья обеспечила юноше блестящую гуманитарное образование и воспитание, основой которых были знания латинского и греческого языков, античной философии, передовых идей естествознания. С ранних лет юноша интересовался трудами богословов, современными научными исследованиями и историей. Мишель учился в колледже г. Бордо, после окончания которого занимал должность советника бордоского парламента. Позже он работал мэром этого же города, был депутатом Генеральных штатов, в связи с чем на короткий срок отбывал заключение в Бастилии. Молодого политика освободила и вернула к активной политической деятельности Екатерина Медичи. Любознательный юноша дружит с Генрихом IV, выступает за примирение всех политических сил, отстаивает идею сильной централизованной власти, единства и целостности государства. Он осуждает преследование гугенотов, поднимает идею свободы вероисповедания, гражданского примирения и порядка.

Главной задачей, призванием судьбы Монтень считал написание своих знаменитых «опыт», над которыми работал в течение всей жизни. Первое издание книги увидело свет в 1580 г., однако Монтень не прекращает своей работы над ее совершенствованием. В современном виде «Опыты» - это обстоятельное исследование в трех книгах. К нему часто обращались писатели, мыслители эпохи Просвещения, философы - энциклопедисты. "Опыты" содержат огромный познавательный материал: античный и современный. Здесь - география и история, естествознание и медицина, астрономия и личные наблюдения, события политической жизни XVI в. и даже бытовые анекдоты. Однако все это группируется вокруг основных философских и нравственных проблем, которые волновали человека этого переломного времени.

Главные черты философского мировоззрения Монтеня сформировались под влиянием гражданских войн, которые уничтожали Францию, заставляли искать моральную поддержку в учении стоиков. Вторым не менее влиятельным фактором была разрушение освященных веками религиозных догм, новые научные открытия, накопления разноплановых и противоречивых знаний о мире. Этот фактор подталкивал Монтеня к скептицизму. Характерно, что и стоицизм, и скептицизм являются чертами философского мировоззрения Монтеня. В противоречивом сочетании именно они придают философствованию Монтеня оригинальный методологический шарм и направленность.

Стоицизм Монтеня опирается на учение античных философов. Он любит обращаться к Сенеки и Эпиктета, часто цитируя их и разделяя их взгляды по ряду вопросов. Например, Монтень согласен в определенных жизненных обстоятельствах поддержать их позицию относительно смерти и права человека на самоубийство, даже вопреки христианской идеологии. Однако философ не разделяет строгость принципов античных мыслителей. Монтень отстаивает гармоничное равновесие души и тела, моральной силы и физических предпочтений. Именно они доминируют в его рассуждениях о добре и зле, удовольствие и страдание, жизнь и смерть.

Вместе с тем скептический склад ума подвергает сомнению незыблемость именно этих представлений. Монтень отрицает абстрактный смысл понятий добра и зла. Он переносит их критерий в индивидуальную человеческое сознание. Но скептицизм не приводит Монтеня к нигилизму, отрицающее возможность познания истины. Монтень определяет скепсис как «отчаянный способ», которым можно пользоваться «изредка» и «осторожно». Свой метод он тщательно выписывает в работе «Апология Раймунда Сабундського». Здесь скептицизм выступает как метод контроля за процессом познания, чтобы последнее всегда признавало относительность своих достижений и представлений.

Скептицизм в этом смысле помогает Монтеню выработать корректное отношение к различным гносеологических форм, например, к догмам. Он относится к догмам и догматизма двояко: догматизм в познании, как явление упорной и заскорузлой сознания, им оценивается, разумеется, негативно. Однако отношение к священным догматов - положительное. Именно скепсис критически настраивает автора против любого фанатизма. Будучи искренним христианином и верующим человеком, Монтень убежден, что некорректно считать христианские добродетели лучше, в отличие от других религиозных предпочтений, потому христиане, по его мнению, совершили много постыдного, а другие верующие часто демонстрировали стойкость и преданность своим религиозным убеждениям.

В чем же, по мнению Монтеня, назначение философии? Автор «опыт» считает, что философия - это искусство жить достойно, не только не исключает, но и предусматривает удовольствие. Смысл жизни - в жизни с удовольствием. Однако человека надо научить «удовольствием». Для этого нужен воспитатель, наставник, который умеет обращаться к человеческой душе и знает, что такое настоящие удовольствие. И для этого лучше всего привить интерес к заинтересованного изучения истории. В свою очередь, воспитатель должен сформировать определенную направленность исторического интереса, не исчерпывается датами и фактами, но изучает нравы, идеалы, мировоззрение прошлых поколений.

По мнению философа, наставник имеет собственной душой пробуждать душу своего ученика с помощью душ выдающихся людей прошлого. Только таким образом воспитатель сумеет объяснить ученику, что значит знать и не знать, в чем состоит цель познания, что такое храбрость, сдержанность, справедливость, свобода, до каких пределов допустимо бояться смерти, боли или бесчестия, какие пружины приводят нас к действию, и каким образом у нас возникают столь различные побуждения. Под руководством воспитателя ученик учится наблюдать, размышлять и созерцать, что и является уделом людей достойных, то есть любомудров или философов.

Философы часто говорили, отмечает Монтень, философствовать значит умирать. Некоторые понимал это как забота о достойной смерти. Монтень с таким выводом не согласен. Действительно, Любомудров не может не задумываться о смерти. Но последняя не нуждается особого внимания по сравнению с жизнью.

Монтень пытается понять истинное место человека в мире. В отличие от тех, кто, по выражению Монтеня, творит человека, он только рассказывает о ней и изображает личность, которая ни в коем случае не является жемчужиной творения.

Монтень решительно выступает против антропоцентризма, который признает, что человек - это венец творения, а все, что его окружает, создано и существует столько веков для удобства и услуг последней. И только тогда, когда человек поймет, чем она есть, она сумеет спокойно и честно жить перед собой и Богом. Такую уверенность Монтеню предоставляет как и сам предмет исследования (человек) - существо переменная, подвижная, способная к изменениям и совершенствованию, так и, соответственно, диалектический метод ее познания.

Книга Мишеля де Монтеня кажется пестрой, несмотря на значительное количество исторических персоналий. Однако среди такого «толпы» определяется главный герой - авторское «я», окрашенное разными цветами. Оно - предмет изучения и самоанализа, время и цель, и средство осознание человеческой природы вообще. Такой вывод позволяет констатировать блестящее завершение развертывания идеи ренессансного гуманизма и понять место ее носителя - такой интересной фигуры, как Мишель де Монтень.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии