Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Период, в котором жила, творила и действовала следующая плеяда Великих философов Западной Европы - конец XVI - начало XVIII века, - характеризуется как период ранних буржуазных революций, рост промышленности и общественного значения науки, появления фундаментальных научных открытий, развития механики, математики, техники, активно внедрялись в производство.



Это время требовал новейшего осмысления и объяснения фундаментальных основ мироздания, методов его познания, внедрения научных достижений в практику. Актуальными оставались также размышления над сущностью природы человека как самоценной существа. Нового истолкования нуждались представление о государстве, общей организации общества, моральные приоритеты. Эти вопросы переместились в центр философских исканий Нового времени.

Социальная философия этого периода приобрела ярко выраженный государственно - строителя характера и направления. Последнее выявило угрозу ее политизации. Почти так же, как средневековья пленяло социальную философию «теологией», так и Новое время охватил ее «политикой». Политические потребности обусловили границы социально-философского поиска, определяли его направление, нередко предшествовали главным выводам. Выдающиеся философы Нового времени - Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Дж. Локк в Англии, Р. Декарт и П. Бейль, Монтескье и Ж.-Ж. Руссо во Франции, В. Агоста, Гуго Гроций и Б. Сииноза в Нидерландах - были одновременно идеологами нового способа производства и общественных отношений, зарождались. Они вошли в историю как основатели новых методов познания, которые уже уверенно шагали стремительными ступеням науки и общественной практики.

Повышению «практичности» философской мысли способствовала социально-политическая атмосфера, которая выдвигала такие практические проблемы, которые не могли быть решены без использования научных средств. Первой и, пожалуй, главной была проблема организации государства нового типа, которая отвечала бы интересам масс предпринимателей, банкиров, богатого торгового люда, т.е. буржуазии, быстро возрастала в экономике.

Становление новой государственности на Европейском континенте происходило, как правило, революционно-насильственным путем. Разрушалась феодально-абсолютистское надстройка. Переосмислювалася роль религии и церкви, культуры и традиций, семьи и морали, родовых привилегий и преемственно-государственных прав. Новые социальные силы стремились государственной власти, старые старались сохранить ее в своих руках. Общественная жизнь, ядром которого стало противостояние крепнущего нового и все более падшего старого, приобрело ярко выраженного конфронтационный характер, который выливался в непосредственные социальные столкновения, в революцию.

Главным действующим лицом общественных сдвигов был народ, большинство которого составляли крестьянство и городская беднота. Вдохновителями и руководителями революции стали представители буржуазии - социального слоя, не обремененной обязательствами старых общественных связей и отношений, освобожденных от абсолютистских традиций, обогащенной экономически подкрепленным чувством нового и потому способной к безоговорочному социального созидания.

Другой, не менее актуальной, проблемой Нового времени была проблема теоретико-нравственного обоснования права народных масс на революционное свержение существующей власти, убийство тирана, привлечения к управлению государством неупривилейованих слоев населения.

Средневековая традиция, как известно, несла представление о монархе как богоизбранного существо, как своеобразного посредника между Богом и рядовыми людьми, осуществляет свои государственные функции (с помощью служителей культа или под их руководством) по непосредственными указаниями Бога. Такая интерпретация статуса монарха возвышали его личность до уровня святости. О его свержения, насильственное отлучение от власти, конечно, не могло быть и речи. И хотя крестьянские восстания, войны, междоусобные столкновения время от времени переставляли конкретных (человек на троне), общую традицию святости государя ни Возрождения, ни Реформация не изменили. Новые времена подошли к этому вопросу с принципиально иных позиций. Буржуазия, как класс, хотела видеть «на троне» своих представителей, выходцев из своей среды, таких же людей, как и все. Она резко выступала против богоизбранности государя, дворянских и духовных привилегий, святости духовенства, подняла флаг равенства и свободы

Логика практических революционных действий требовала соответствующего теоретического и морального обоснования, и встал для философии в виде своеобразного социальной задачи, которое требовало решения, философия Нового времени теоретически обосновала право народа на убийство тирана, привлечения к управлению государством представителей неупривилейованих классов. Английская буржуазная революция (1640-1660 годы) реализовала это право на практике: 30 января 1649 на площади перед королевским дворцом, при огромном зьюрмленни народа, казнили короля Карла I Стюарта; государством стал управлять парламент, который представлял интересы городской буржуазии и части дворянства.

Нового переосмысления нуждалась также проблема человека. Возрождение и Реформация поставили, но не решили ее. Ф. Петрарка, М. Фичино, П. Помпонацци начали рассмотрение человека как существа, которая сама обеспечивает себя. Н. Макиавелли нашел главную побудительную силу ее социальной энергии - материальный интерес. Реформаторы М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли и другие попытались «вывести» человека из-под власти церковников. Однако жизнь с его нерешенными социальными проблемами оставалось вне теоретических поисков решения проблемы человека этими выдающимися мыслителями.

Новое время поставил проблему человека на реальную почву практических социальных, политических, экономических и нравственных отношений. В общем виде указанная проблема возникла как проблема «естественных прав» человека. Т. Гоббс, Дж. Локк, французские материалисты XVIII века ясно и однозначно заявили о том, что человеческая личность от рождения всегда имела и имеет определенную сумму неотчуждаемых «естественных прав». Задача общества состоит в том, чтобы сформировать условия для их реализации. Отсюда - задача социальной теории и соответственно предметное поле ее поисков. Социальная философия Нового времени предстает как теория реализации «естественных прав» человека в различных сферах жизни. Поскольку на передний план вышли государственно вопрос, генерализуючу русло социально-философских поисков переместилось в сферу политики. их центральной темой стала тема «общественного договора» - концепции эффективной реализации «естественных прав» человека в разветвленной системе человеческого сообщества.

Не менее важным вопросом для социальной философии Нового времени был и вопрос об условиях и специфику формирования такой социальной общности людей, как нация. Собственно ка5к процесс формирования наций, скажем, в таких странах, как Англия и Франция, начался уже в конце средних веков. Однако предметом теоретических размышлений он еще не стал. Кроме незначительных сюжетов, касающихся специфики жизни отдельных народов, характера их отношений, в философских сочинениях эпохи Возрождения и Реформации мы ничего не встречали. В Новое время процесс формирования наций охватил практически всю Европу. На повестку дня встал вопрос о национальном единстве, национальные языки (которые постепенно вытесняли из науки латынь), национальное самосознание, национальные характеры народов и специфику их культур. Эти вопросы требовали теоретического осмысления. Социальная философия не могла не высказать по ним своей компетентного мнения.

Ш. Монтескье, в частности, описывает культуру и моральный облик французов в оценке представителя другого народа и культуры. Вольтер дает сравнительную характеристику восточных и западных народов, анализирует особенности их взаимоотношений. Ж. Кондорсе рассматривает историю развития культур разных народов в контексте восхождения ними по ступеням эпох прогресса человеческого разума. Национальное, следовательно (особенно в контексте национальной - политической, экономической, культурной - единства), встал как составная предметного поля социальной философии, как проблема, мимо которой теория уже не могла пройти при решении любого философского вопроса.

Бурное экономическое развитие (особенно таких стран, как Англия, Голландия, Франция и Германия) также выдвигал свои теоретические проблемы. Одной из главных среди них была проблема получения научных знаний и внедрение их в практику. Если знание - это сила, которая приносит «безграничную практическую пользу» (Ф. Бэкон), то как его добывают, благодаря каким механизмам его внедряют в производство, в технические новшества и в инженерные решения? И вообще, какой статус имеет наука в жизни человека и общества? Перед мыслителями Нового времени остро встала проблема метода. Решению этой проблемы посвятили свои работы родители - основатели философии Нового времени - англичанин Ф. Бэкон и француз Р. Декарт. Проблему метода эти мыслители разрабатывали не только в гносеологическом, но и в широком гуманитарном контексте. Это вывело их на интересные философские обобщения, что в значительной мере способствовало формированию социально-философских концепций теоретиков позднего периода, особенно Т. Гоббса, Дж. Локка и Б. Спинозы.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии