Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Фрэнсис Бэкон

(1561 - 1626)

«Знание - есть сила, сила - есть знание»



Согласно оценке Л. Фейербаха (которую впоследствии повторит К. Маркс), Фрэнсис Бэкон вошел в историю философии как первый мыслитель, который признал оригинальность природы и возможность ее объяснения не из математических, логических или теологических предположений, а из нее самой.

«Непосредственный и истинный отец естествознания» (Л. Фейербах) - Ф. Бэкон - родился в семье Николо Бэкона - лорда-хранителя Большой печати Англии, воспитывался в изобилии; получил хорошее образование и уже с 16 лет (в составе английской миссии в Париже) выполнял ответственные дипломатические поручения. Ознакомление с социально-экономическим, политическим, религиозным и придворной жизнью Германии, Италии, Польши, Дании, Франции и Швеции, высокая образованность, проницательный ум и поддержка влиятельных отца друзей дали Ф. Бэкону возможность заявить о себе трудом «О состоянии Европы». Впоследствии из-под пера философа появилось эссе «Величайшее порождение времени», посвященное проблеме универсальной реформы естественных наук.

Политика и наука, философия и гносеология завладели помыслами и душевными порывами Ф. Бэкона, к чести которого следует сказать, что в каждой из этих областей деятельности и познания он смог сказать свое веское слово.

Как практический политик (в конце своей политической карьеры философ занимал должность лорда - верховного канцлера и пера Англии), Ф. Бэкон пережил и грандиозное восхваление, и не менее позорное падение. По поручению короля Якова II он вершил судьбы людей и народов, руководил государством и творил суд и одновременно вступал в неприглядные придворные махинации, втягивался в распространении на те времена казнокрадство и взяточничество, за что в итоге был осужден и уволен со всех государственных должностей. Последнее дало Ф. Бэкону возможность сосредоточиться на философии. В 1620 году он опубликовал свой главный труд «Новый Органон», работал над историей Англии, готовил третье издание «Опытов и наставлений», а в 1623 году опубликовал свою самую труд «О достоинстве и приумножении наук».

Отстраненный от государственных дел, Бэкон все силы и время отдавал исследовательском (экспериментальном) познанию природы. Эта страсть, собственно, стоила ему жизни: философ простудился во время проведения эксперимента по консервированию кур путем их замораживания в снегу и умер в 65-летнем возрасте.

Познанию природы, считал Бэкон, мешают ряд «идолов» (призраков, ошибок), которые затуманивают человеческий разум и застит доступ к истине. Прежде всего, это «идолы рода», ошибки, присущие всему человеческому роду. Далее идут «идолы пещеры» - ошибки конкретного человека, обусловленные его привычке рассуждать обо всем со своего собственного узкого мировоззрения. За ними следуют «идолы площади" - призраки, обусловлены попыткой объяснить что-либо с позиций традиционных представлений. Наконец, четвертую группу идолов - "идолы театра" - составляют ошибки, связанные с чрезмерным увлечением авторитетами. Люди, считал Бэкон, имеют освободиться от этих идолов, вернуться к истинному знанию, которое является силой, позволяющей превратить природу в «царство человека».

Наиболее эффективной основой познания природы, считал философ, является индукция - метод, который выходит из восприятия отдельных фактов и, поднимаясь, шаг за шагом подходит к наиболее общих характеристик. Этим методом нужно пользоваться не спеша, последовательно, системно. Простой перечень Фактов а также их обобщение может создать иллюзию истины. К ней же нужно приближаться скрупулезным, системным обобщением простого и доступного материала, через построение соответствующих таблиц - матриц, впрочем, и даст понимание истины как цели и конечного пункта познания всего сущего.

Ф. Бэкон разработал оригинальную классификацию наук, обосновал необычную для тех времен компромиссную модель сосуществования науки и религии, высказал ряд прогрессивных суждений о роли науки в развитии производства.

Довольно точное и объемных характеристика Ф. Бэкона, как «отца естествознания», таким авторитетным историком философии, как Л. Фейербах, к сожалению, заслонила другую, не менее интересную и важную часть теоретических поисков великого реформатора наук - его социально-философскую концепцию. Ф. Бэкон является не только основателем эмпирического метода в философии, но и автором «критически-реалистической социальной утопии» - модели гармонично организованного (идеального) общества, построенного на принципах частной собственности и разделения труда по задатками личностей.

«Утопию» Ф. Бэкона мы называем «реалистичной», потому что, в отличие от Т. Мора и Т. Кампанеллы, будущее «идеальное» общество он выстраивает исторически подтвержденном, прочном фундаменте частной собственности, а не на ее обобществлении, предлагавших великие предшественники утопического социализма и коммунизма. Практически-политический, социальный опыт Ф. Бэкона «проявлял» для него реальную картину будущих общественных преобразований. Философ видел то, что, в принципе, еще не могли увидеть охвачены романтическим энтузиазмом гуманизма эпохи Возрождения гениальные мечтатели предыдущего столетия. Ф. Бэкон был свидетелем подъема промышленности, потенциальной предпринимательской и политической энергии новых социальных слоев, их заинтересованности науками, неугомонности в поисках каналов внедрения научных знаний в практику.

В Англии в те времена расцвели каменноугольная, горнорудная, металлургическая промышленность, акционерные и торговые общества. Окреп влияние Англии на другие европейские государства и народы. Более действенной, а главное - прибыльной, стала колониальная политика. «Новое дворянство», купцы постепенно вытесняли из сферы политики старую знать. И все это - на основе частной собственности! Философ понимал ее животворную силу и не мог позволить себе даже мысли о ее разрушение, ограничение или обобществления.

Реалистом был Ф. Бэкон и в понимании того, что без решения социальных противоречий, назревавшие построение гармонично организованного общества является делом невозможным. Как политик.

Ф. Бэкон чувствовал острую угрозу социального взрыва, разрушительную потенцию, что эхом катилась от обездоленной и отчаявшейся крестьянства и городской черни. Философ настойчиво искал средств избежания указанной угрозы и абсолютно в духе времени, его идейных ориентаций и платоновско-аристотелевских традиций выстраивал систему усмирения масс, стабилизации общества. Главное средство предотвращения народным восстанием Ф. Бэкон видел в устранении их «материальных причин» - голода и нищеты народа - посредством повышения занятости, стимулирования развития промышленности и торговли, искоренения праздности, расточительства, внедрения новых законов, совершенствования земледелия, регулирование цен, снижения налогов .

Не менее реалистично и мысль Ф. Бэкона о том, что «судьба человека находится в его собственных руках». Правда, продолжал философ указывает на зависимость судьбы от внешних обстоятельств и от фортуны. Однако, признавая и то, и то, Бэкон приходит к выводу, что в достижении счастья многое зависит от самого человека.

«Опыты и наставления» Ф. Бэкона охватывают широкий спектр жизненных проблем - об истине и смерть, религию и мести, родителей и детей, благосостояние и доброжелательность, подозрение и богатство, пророчество и честь, красоту и уродство, приближенных и друзей, партии и занятия науками, манеры и приличия, похвалу и тщеславие, правосудия и гнев, изменчивость вещей и т.п.. При этом в каждом сюжете философ обобщает жизненный опыт поколений, показывает, как ту или иную проблему понимали и толковали мыслители предшествующих эпох, как ее рассматривают в религии. Ф. Бэкон демонстрирует глубокую философскую эрудицию, знание истории, религии, культуры.

Произведение Ф. Бэкона «Новая Атлантида» можно одновременно назвать и утопией, и антиутопией. Утопическим он является потому, что построение «идеального общества» средствами одного только разума (науки и техники), как мечтал Ф. Бэкон, без соответствующих социальных сдвигов является делом невозможным. «Новая Атлантида» Ф. Бэкона является продолжением утопии платоновской «Государства», возрождением мечтаний великого античного мыслителя материале новых социальных отношений и жизненных реалий. Как писал Л. Воробьев, «рабовладелец Платон» воскресает частью своего существа в «буржуа Ф. Бэкона». Время это произведение является антиутопией, поскольку не только не продолжает «социалистический идеал» Т. Мора и Т. Кампанеллы, но и непосредственно отрицает его. Частная собственность У Ф. Бэкона остается незыблемой, вместо предшественники утопического социализма и коммунизма говорили о ликвидации, Разрушение, обобществления ее.

Описывая жизнь на острове Бенсалеме, Ф. Бэкон одновременно с фантазией прогнозировал реальные перспективы и направления развития производства, социальных отношений, правовой системы, семьи, морали, воспитания. Жители «Дома Соломона» грунтуют свое производство на совершенном изучении природы. Здесь все подчинено разуму. Люди, вооруженные умом, науками и техникой, добывают руду для изготовления металлов с заданными свойствами, применяют сложные механизмы для производства энергии, использующие силу ветра, водопадов, солнечную энергию, конструируют подводные лодки и летательные аппараты, пользуются разнообразными удобрениями в сельском хозяйстве, выращивают новые сорта растений и новые виды животных. Они заботятся о здоровье, воспитание, нравственность граждан, следят за соблюдением законов.

«Новую Атлантиду» Ф. Бэкона можно назвать произведением научно-фантастического жанра. Это произведение содержит в себе целый каскад научно-технических идей. И что интересно, почти все они впоследствии были реализованы на практике.

Реализм утопии Ф. Бэкона состоит в том, что она начинает тенденцию сочетание наук о природе с практикой, рассмотрение науки и техники как средств улучшения жизни. Знать, чтобы владеть силами природы и подчинять их воли и интересам человека. - Таков лозунг суток. Однако, как справедливо отмечает В. Асмус, это лозунг «опережал реальные возможности. Чтобы действительно заставить силы природы служить человеку, нужны были не только накопление знаний, но прежде всего глубокая перестройка всего господствующего мировоззрения, внедрение новых методов исследования и отказ от фантастических верований в чудеса и в зависимость явлений природы от сверхъестественных сил и сущностей »(Асмус В. Ф. Декарт. - М., 1955. - С. 5). Одним из первых этой проблемой занялся французский ученый и философ Рене Декарт.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии