Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Томас Гоббс

(1588-1679)

«Философия - это рациональное познание действий или явлений из известных нам причин или действующих устоев и, наоборот, возможных действующих устоев из известных нам действий»



Будущий философ появился на свет в тревожные дни приближения к берегам Англии испанской «Непобедимой армады». Возможно, опасаясь армады, иметь розроджувалась трудно, дитя появилось в свет хилым и болезненным. Мало кто верил, что Англия выстоит в ожесточенном поединке с армадой; мало кто из членов семьи надеялся, что рожденное дитя выживет. Однако Англия, как известно, морской поединок выиграла, а слабость и болезненность от рождения не помешали Гоббсу плодотворно прожить 91 год, сделать несколько путешествий на материк, написать целый шерег интересных и содержательных философских трудов. Главными среди них были «Элементы природного и политического закона», «О гражданине», «О теле», «О человеке» ("лаву и признание Т. Гоббсу, как социальному философу и теоретику политики, принес написанный в Париже и издан в Лондоне в 1651 году знаменитый «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Кстати, это же исследование принесло ему и множество неприятностей. В спорных политических перипетиях «Левиафан» вызвал к себе разнонаправленное отношение: от восторга и поддержки одними политическими силами до осуждения и даже сожжения другими.

Время, как известно, всем воздает должное. «Левиафан» Гоббса сегодня рассматривают как одну из первых фундаментальных работ, на идеях которой основывались и из которой выходили концепции «гражданского общества» и «правового государства».

Жизненный путь Гоббса начинался из Оксфорда, куда он был отдан на обучение с 15-летнего возраста. Знаменитый университет, между тем, юноши не захватывал. Он мало читал, пренебрежительно относился к классическому наследию и вообще через всю жизнь пронес смутное отношение к университетскому образованию. Пере вес Гоббс отдавал самостоятельном. Во время путешествий (будучи наставником лорда Гардвика) двадцятидволитний Томас увлекся трудами Галилея и Кеплера, начал изучать Евклида. Кстати, Гоббс был одним из немногих ученых, кто мог ознакомиться с рукописью «Метафизические размышления» Декарта еще до их публикации. От рукописи у Гоббса осталось противоречивое впечатление. Он даже написал свои размышления - отрицание, опубликованы Декартом с ответами на них. Гоббс вообще гордился своими математическими выкладками. Он самонадийно вступал в полемику с известными математиками, конечно же, проигрывал в диспутах, но не признавал этого, считая свои выводы (например, о квадратуры круга и т.д.). Неоспоримыми.

Общефилософские взгляды Гоббса имели рядовой характер. Имея подозрение в атеистических симпатий философа, его мало публиковали, особенно в Англии. Сборник произведений Гоббса вышла в Амстердаме лишь в 1688 году, через девять лет после смерти. Как уже отмечалось, славу Гоббсу как великого философа принесла работа под необычным названием «Левиафан», опубликованная в 1651 году.

«Левиафан» - это мифическое библейское чудовище, именем которого Гоббс назвал «государство», подчеркивая тем самым всесилие этой социальной организации - своеобразного «земного Бога», полностью подчиняет себе как отдельного человека, так и народ.

Государство, по мнению философа, имеет земное (естественное), а не божественное происхождение, ее необходимость обусловлена природой человека, необходимости жить общественно при наличии разнонаправленных эгоистических интересов, потребностей, страстей, свойств и сил каждого отдельного индивида. Человек, считал Гоббс, занимает промежуточное место между природой и обществом. Все люди от природы равны. Однако разница в воспитании и «телесной строении» порождает у них неодинаковые стремления. Это, в свою очередь, вызывает соперничество, враждебность в отношениях. Человек, делает вывод философ, является «более хищным животным и жестоким зверем, чем волки, медведи и змеи» (Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. - М., 1964. - Т.2. - С.23 ).

«Войну всех против всех» Т. Гоббс называет «естественным состоянием людей». В этом состоянии нет, что «человек человеку волк». Столкновение людей между собой приводит к разрушительным последствиям, анархии, многоцветье социальности такой степени, что никто ни в какой ситуации не может гарантировать защиту и безопасность. Люди находятся в состоянии общей неопределенности. их овладевает страх за свою жизнь. Последнее как раз и подталкивает к размышлениям о средствах спасения и упорядочение отношений. Люди принимают решения о переходе в «гражданского», то есть «общественного» состояния, заключают между собой соглашение - общественный договор, создают государство. «Государство, - писал Т. Гоббс, - есть одно лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимной договоренности большое количество людей для того, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как считает необходимым для их мира и общего защиты »(Там же. - С. 197).

Отрицая религиозное учение о «божественном» происхождении государства, Гоббс одновременно отвергает утопические мысли о ее организации и статус. Люди заключают между собой соглашение не через идеальные (или высоконравственные) поезда друг к другу, а лишь Под давлением собственной пользы, обусловленной как природой человека, так и законами вообще. Эта «естественная необходимость», считал философ, раз и вывела людей из состояния животных отношений, заставила жить общественно, привела к созданию государства и права, обусловила принципы (законы) общения.

Государство, согласно Т. Гоббсу, - это своеобразный живой организм, имеющий душу - суверена, нервы и сухожилия - государственных служащих, суставы - исполнительные и судебные органы, глаза государства - тайных агентов и т.п.. Как и в живом организме, главное в государстве - это ее душа. На ее стороне - разум, могущество, авторитет, решительность. Отдавая свои права «государстве», «правительства», «суверену», народ должен подчиняться «общей воли», соблюдать Порядок, выполнять все «естественные законы». Т. Гоббс формулирует около двадцати таких законов. Среди них - стремление к миру, обязанность уступать своими правами в пользу мира и согласия в государстве, уважение к чужой частной собственности, взаимопомощь граждан, соблюдения принципа равенства и т.п.. Фундаментальным законом общественно-государственной жизни Гоббс считал обоснованное Библией, Конфуцием и многими другими мыслителями правило: не делай другому того, чего не желаешь себе.

Общим критерием поведения и мотивации деятельности людей, подчеркивал философ, польза, выгода для государства. Справедливым в ней считается также то, что соответствует указанному критерию и не противоречит установленным государством законам. Как граждане, так и суверен должны четко придерживаться законов. Они должны обеспечивать гражданский мир и общественное согласие как принцип основ «здоровье государства», благосостояния граждан, величия суверена. Гражданской войны Гоббс рассматривал как «болезнь государства», за которой следуют неистовство, расписание, упадок, философ превозносил ценность гражданского мира и осуждал революции и мятежные мятежи как разрушительные факторы социальности.

Т. Гоббс был убежден, что вся власть в государстве должна принадлежать правителю - и законодательная, и исполнительная, и судебная, и внешнеполитическая. Любой разделение властей, по мнению философа, неизбежно приводит к недоразумениям, споров и гражданской войны.

«Царство, распределенный в себе самом, - писал Т. Гоббс, - не может сохраняться» (Там же. - С. 206). Самовластие суверена не должно иметь границ (Т. Гоббс был сторонником монархии, прочной, сильной, энергичной власти образованного и мудрого монарха) и одновременно иметь их: все, что противоречит «естественным законам» (мира и безопасности), суверен не имеет права внедрять в практику. Более того, «естественные законы» позволяют не подчиняться суверену, если его распоряжения направлены против жизни и безопасности человека.

Некоторые из философов считает социально-философскую (государство-строительную) концепцию Т. Гоббса если не тоталитарной (диктаторской), то, по крайней мере, недемократической. Думаем, особых оснований для этого нет. Симпатии к монархии и монарха были в те времена явлением привычным именно потому, что эта форма правления была чуть ли не самым эффективным средством обеспечения и укрепления государственности, социального согласия и гражданского мира, а главное - средством укрощения высвобожденной революционным подъемом разрушительно-мятежной энергии народных низов. Новые социальные слои только готовились к ответственности за властную организацию общества, старые же еще не составили своих властных полномочий и готовы были в любой момент перейти в контрнаступление. Политическая практика, в свою очередь, еще не завершила поиск новых властных структур, не обнаружила существенных преимуществ парламентаризма. По нашему мнению, Гоббс не тяготел к тоталитаризму. Он пытался сохранить традицию и одновременно найти в ней место для новых политических явлений и процессов, в частности, для равенства, суверенитета гражданина и т.д..

Окончательно освободив социальную философию из тисков теологии, Гоббс политизировал ее, подчинил державобудивничим процессам, поиска политических решений, обоснованию политических реформ. В общем, философская и мировоззренческих проблематика сместилась на периферию предметного поля социальной философии. Она уступила место конкретным вопросом. Пислягоббсивська философия приобрела ярко выраженной государственно направленности. Ее новый взлет связывают с именами нидерландского философа Б. Спинозы и английского философа Дж. Локка.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии