Томас Гоббс
(1588-1679)
«Философия - это рациональное познание действий или явлений из известных нам причин или действующих устоев и, наоборот, возможных действующих устоев из известных нам действий»
Будущий философ появился на свет в тревожные дни приближения к берегам Англии испанской «Непобедимой армады». Возможно, опасаясь армады, иметь розроджувалась трудно, дитя появилось в свет хилым и болезненным. Мало кто верил, что Англия выстоит в ожесточенном поединке с армадой; мало кто из членов семьи надеялся, что рожденное дитя выживет. Однако Англия, как известно, морской поединок выиграла, а слабость и болезненность от рождения не помешали Гоббсу плодотворно прожить 91 год, сделать несколько путешествий на материк, написать целый шерег интересных и содержательных философских трудов. Главными среди них были «Элементы природного и политического закона», «О гражданине», «О теле», «О человеке» ("лаву и признание Т. Гоббсу, как социальному философу и теоретику политики, принес написанный в Париже и издан в Лондоне в 1651 году знаменитый «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Кстати, это же исследование принесло ему и множество неприятностей. В спорных политических перипетиях «Левиафан» вызвал к себе разнонаправленное отношение: от восторга и поддержки одними политическими силами до осуждения и даже сожжения другими.
Время, как известно, всем воздает должное. «Левиафан» Гоббса сегодня рассматривают как одну из первых фундаментальных работ, на идеях которой основывались и из которой выходили концепции «гражданского общества» и «правового государства».
Жизненный путь Гоббса начинался из Оксфорда, куда он был отдан на обучение с 15-летнего возраста. Знаменитый университет, между тем, юноши не захватывал. Он мало читал, пренебрежительно относился к классическому наследию и вообще через всю жизнь пронес смутное отношение к университетскому образованию. Пере вес Гоббс отдавал самостоятельном. Во время путешествий (будучи наставником лорда Гардвика) двадцятидволитний Томас увлекся трудами Галилея и Кеплера, начал изучать Евклида. Кстати, Гоббс был одним из немногих ученых, кто мог ознакомиться с рукописью «Метафизические размышления» Декарта еще до их публикации. От рукописи у Гоббса осталось противоречивое впечатление. Он даже написал свои размышления - отрицание, опубликованы Декартом с ответами на них. Гоббс вообще гордился своими математическими выкладками. Он самонадийно вступал в полемику с известными математиками, конечно же, проигрывал в диспутах, но не признавал этого, считая свои выводы (например, о квадратуры круга и т.д.). Неоспоримыми.
Общефилософские взгляды Гоббса имели рядовой характер. Имея подозрение в атеистических симпатий философа, его мало публиковали, особенно в Англии. Сборник произведений Гоббса вышла в Амстердаме лишь в 1688 году, через девять лет после смерти. Как уже отмечалось, славу Гоббсу как великого философа принесла работа под необычным названием «Левиафан», опубликованная в 1651 году.
«Левиафан» - это мифическое библейское чудовище, именем которого Гоббс назвал «государство», подчеркивая тем самым всесилие этой социальной организации - своеобразного «земного Бога», полностью подчиняет себе как отдельного человека, так и народ.
Государство, по мнению философа, имеет земное (естественное), а не божественное происхождение, ее необходимость обусловлена природой человека, необходимости жить общественно при наличии разнонаправленных эгоистических интересов, потребностей, страстей, свойств и сил каждого отдельного индивида. Человек, считал Гоббс, занимает промежуточное место между природой и обществом. Все люди от природы равны. Однако разница в воспитании и «телесной строении» порождает у них неодинаковые стремления. Это, в свою очередь, вызывает соперничество, враждебность в отношениях. Человек, делает вывод философ, является «более хищным животным и жестоким зверем, чем волки, медведи и змеи» (Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. - М., 1964. - Т.2. - С.23 ).
«Войну всех против всех» Т. Гоббс называет «естественным состоянием людей». В этом состоянии нет, что «человек человеку волк». Столкновение людей между собой приводит к разрушительным последствиям, анархии, многоцветье социальности такой степени, что никто ни в какой ситуации не может гарантировать защиту и безопасность. Люди находятся в состоянии общей неопределенности. их овладевает страх за свою жизнь. Последнее как раз и подталкивает к размышлениям о средствах спасения и упорядочение отношений. Люди принимают решения о переходе в «гражданского», то есть «общественного» состояния, заключают между собой соглашение - общественный договор, создают государство. «Государство, - писал Т. Гоббс, - есть одно лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимной договоренности большое количество людей для того, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как считает необходимым для их мира и общего защиты »(Там же. - С. 197).
Отрицая религиозное учение о «божественном» происхождении государства, Гоббс одновременно отвергает утопические мысли о ее организации и статус. Люди заключают между собой соглашение не через идеальные (или высоконравственные) поезда друг к другу, а лишь Под давлением собственной пользы, обусловленной как природой человека, так и законами вообще. Эта «естественная необходимость», считал философ, раз и вывела людей из состояния животных отношений, заставила жить общественно, привела к созданию государства и права, обусловила принципы (законы) общения.
Государство, согласно Т. Гоббсу, - это своеобразный живой организм, имеющий душу - суверена, нервы и сухожилия - государственных служащих, суставы - исполнительные и судебные органы, глаза государства - тайных агентов и т.п.. Как и в живом организме, главное в государстве - это ее душа. На ее стороне - разум, могущество, авторитет, решительность. Отдавая свои права «государстве», «правительства», «суверену», народ должен подчиняться «общей воли», соблюдать Порядок, выполнять все «естественные законы». Т. Гоббс формулирует около двадцати таких законов. Среди них - стремление к миру, обязанность уступать своими правами в пользу мира и согласия в государстве, уважение к чужой частной собственности, взаимопомощь граждан, соблюдения принципа равенства и т.п.. Фундаментальным законом общественно-государственной жизни Гоббс считал обоснованное Библией, Конфуцием и многими другими мыслителями правило: не делай другому того, чего не желаешь себе.
Общим критерием поведения и мотивации деятельности людей, подчеркивал философ, польза, выгода для государства. Справедливым в ней считается также то, что соответствует указанному критерию и не противоречит установленным государством законам. Как граждане, так и суверен должны четко придерживаться законов. Они должны обеспечивать гражданский мир и общественное согласие как принцип основ «здоровье государства», благосостояния граждан, величия суверена. Гражданской войны Гоббс рассматривал как «болезнь государства», за которой следуют неистовство, расписание, упадок, философ превозносил ценность гражданского мира и осуждал революции и мятежные мятежи как разрушительные факторы социальности.
Т. Гоббс был убежден, что вся власть в государстве должна принадлежать правителю - и законодательная, и исполнительная, и судебная, и внешнеполитическая. Любой разделение властей, по мнению философа, неизбежно приводит к недоразумениям, споров и гражданской войны.
«Царство, распределенный в себе самом, - писал Т. Гоббс, - не может сохраняться» (Там же. - С. 206). Самовластие суверена не должно иметь границ (Т. Гоббс был сторонником монархии, прочной, сильной, энергичной власти образованного и мудрого монарха) и одновременно иметь их: все, что противоречит «естественным законам» (мира и безопасности), суверен не имеет права внедрять в практику. Более того, «естественные законы» позволяют не подчиняться суверену, если его распоряжения направлены против жизни и безопасности человека.
Некоторые из философов считает социально-философскую (государство-строительную) концепцию Т. Гоббса если не тоталитарной (диктаторской), то, по крайней мере, недемократической. Думаем, особых оснований для этого нет. Симпатии к монархии и монарха были в те времена явлением привычным именно потому, что эта форма правления была чуть ли не самым эффективным средством обеспечения и укрепления государственности, социального согласия и гражданского мира, а главное - средством укрощения высвобожденной революционным подъемом разрушительно-мятежной энергии народных низов. Новые социальные слои только готовились к ответственности за властную организацию общества, старые же еще не составили своих властных полномочий и готовы были в любой момент перейти в контрнаступление. Политическая практика, в свою очередь, еще не завершила поиск новых властных структур, не обнаружила существенных преимуществ парламентаризма. По нашему мнению, Гоббс не тяготел к тоталитаризму. Он пытался сохранить традицию и одновременно найти в ней место для новых политических явлений и процессов, в частности, для равенства, суверенитета гражданина и т.д..
Окончательно освободив социальную философию из тисков теологии, Гоббс политизировал ее, подчинил державобудивничим процессам, поиска политических решений, обоснованию политических реформ. В общем, философская и мировоззренческих проблематика сместилась на периферию предметного поля социальной философии. Она уступила место конкретным вопросом. Пислягоббсивська философия приобрела ярко выраженной государственно направленности. Ее новый взлет связывают с именами нидерландского философа Б. Спинозы и английского философа Дж. Локка.