Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Альберт Швейцер

(1875-1965)

«Этика благоговения перед жизнью - это этика любви, расширена до всемирных границ. Это этика Иисуса, признана теперь в качестве за кономирного итоге ума »



Лауреат Нобелевской премии мира, протестантский теолог, философ, музыкант и врач Альберт Швейцер родился в Кайзерсберге (Верхний Ельзац) в семье управляющего небольшой общины евангелистов. Семья имела глубокую просветительскую традицию. С пяти лет отец начал давать сыну уроки музыки; в семь лет тот удивил свою школьную учительницу блестящим исполнением довольно сложной мелодии, к которой добавил еще и самостоятельно подобранный сопровождение; в девять лет Альберт впервые занял место органиста во время церковной службы в Гюнсбаси.

Школа, «реальная школа» и гимназия сформировали основы научной и мировоззренческой картины любознательного ребенка, который более всего интересовалась историей и естественными науками. Труднее ему давались языки и математика. Однако настойчивость брала свое и уже скоро по этим предметам Альберт имел отличные успехи. Параллельно он занимался музыкой.

Философскую и теологическую образование будущий мыслитель получил в Страсбургском университете, продолжил ее в Сорбонне. Там же он защитил докторскую диссертацию по теме «Философия религии Канта», а через год - защитил докторскую по теологии. Страсбургский университет, вспоминал позже Швейцер, в те времена переживал период своего расцвета. В нем работали молодые преподаватели, которые тянулись к наукам и втягивали в них своих студентов. «Везде чувствовался свежее дыхание молодости», - писал А. Швейцер, вспоминая университет и его профессорско-преподавательский корпус.

Швейцер много и упорно работает. Интеллекта (диссертации по философии) и музыке (игра на органе) он отдает практически все свое время. Способный и настойчивый юноша мог работать сутками, не обращая внимания на усталость и бессонную ночь, проведенную за книгами. «Диссертация по Канту» А. Швейцер писал, не обращаясь к комментируя литературы. Он пытался «объять Канта» лишь «с самого Канта». Результат оказался более чем интересным: молодой исследователь сумел проникнуть во внутренний смысл философии религии Канта и представить сюжеты, которые впоследствии легли в основу его собственного мировоззрения.

Поле интересов А. Швейцера - безгранично: философия, теология, история культуры, теория музыки, медицина и т.д.. Он пишет книгу о музыке Баха; выступает с органными концертами при Страсбургском университете; изучает медицину; преподает в университете; пишет объемную и интересную книгу по истории жизни Иисуса «От Реймарус до Вреде»; защищает докторскую диссертацию по медицине «Психологическая оценка Иисуса: характеристика и критика »и, наконец, уезжает в Африку для строительства больницы и лечения больных африканцев.

А. Швейцер оставим огромное литературное наследие. Кроме названных произведений его перу принадлежат: «Христианство и мировые религии», «Мистика апостола Павла», «Царство Божие и христианство», «Упадок и возрождение культуры», «Культура и этика», «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистицизм и этика ».

Предметом первоочередного внимания А. Швейцера была проблема «надлома европейской культуры», которая, по убеждению ученого, находится в глубоком кризисе, что проявляется в примате материального над духовным, социального над индивидуальным. Культура потеряла свой изначальный связь с нравственными идеалами, а потому утратил способность духовно возвеличивать личность и общество. Возрождение культуры может произойти только по принципу «благоговения перед жизнью», в обоснование которого ученый и философ привлек все свои теологические, философские и естественнонаучные познания, знания и способности.

А. Швейцер считает этические принципы такими, что имманентно присущи человеку. В интегрированном виде они предстают как «жажда жизни». Человек, рассуждает философ, должна подчиняться «высшем откровению жажды жизни», утверждать жизнь собственным существом, духом и трудом.

Главная задача философии, науки и религии, считал А. Швейцер, заключается в том, чтобы соединить цивилизацию с моралью и культурой. Для этого нужны не столько революционные изменения, сколько «личные усилия» индивиду. Философ отказывался принимать непосредственное участие в политических акциях свое время, призвал к «активной духовно-нравственной деятельности», мира и понимания между народами. Свое негативное отношение к войне, фашизма и милитаризма он пытался утвердить проповедью идеи любви к жизни, а также работой в госпитале. Гарантом мира в Европе, по мнению А. Швейцера, является радикальное сближение мыслящей и творческой интеллигенции Германии и Франции.

Особым периодом в жизни А. Швейцера стал период жизни (1913-1917 pp.) В Африке. «Приемный сын Африки» - такс имя заслужил А. Швейцер благодаря своей подвижницькии! труда в качестве врача на Африканском континенте.

Параллельно с лечением А. Швепцер давал уроки французского, изучал психологию африканцев, размышлял о различиях «туземные» и «континентальной культуры», вечные ценности и человеческое счастье. Там же было в основном завершено написание знаменитой фундаментального труда «Философия культуры». Книга включала в себя такие сюжеты, как размышления о нынешнем упадок культуры и его причины; обоснование принципов благоговения перед жизнью в связи с попытками европейской философии обосновать мировоззрение этического миро-и жизнеутверждения; философии благоговения перед жизнью; размышления о «культурной государство». Первая мировая война оказала Швейцера, и его жену военнопленными. Философ подхватил дизентерию и только навыки врача, полученные в Африке, помогли ему преодолеть эту опасную болезнь.

Вернувшись в Срасбурга, философ занялся изучением мировых религий, музыкой, этикой, подготовкой книги воспоминаний об Африке. Именно в этой книге А. Швейцер показал, что интересы колонизации и интересы культуры не всегда совпадают, что лучшим для африканцев был бы такое положение дел, при котором, находясь на минимальном расстоянии от главных путей мировой торговли, они бы постепенно превращались из кочевников в оседлых земледельцев и ремесленников. Однако, это невозможно. Во всяком случае, доказать колонизацию к такого завершения, при котором осуществляется развитие культуры, очень трудно. Рост экспорта, делает вывод А. Швейцер, не всегда свидетельствует развитие колонии, это может означать, что колония находится на пути разрушения и упадка.

В Европе философ ведет умеренный образ жизни, путешествует, дает концерты музыки. Вторая поездка в Африку была осуществлена в 1924 -1927 pp., Третья -1929-1930 гг Восстановление больницы, лечебная и миссионерская деятельность, размышления над «вечными проблемами культуры и морали» - таким было поле деятельности А. Швейцера в последние годы. Он глубоко переживал ситуацию расстройства культуры, разлома мира, «переполненного необъятным таинством и страданиями», а особенно то, что, по его словам, «родился в период духовного упадка человечества».

Преодолеть ситуацию ученому удалось путем размышлений, которые привели его к утверждению этического принципа благоговения перед жизнью - мировоззрения, утверждает философию примирения, миро-и життетворення и этику как взаимообусловленные результаты мышления. Последнее есть не что иное, делает вывод А. Швейцер, как этика Иисуса, признана теперь в качестве закономерного итога мышления.

Прежнему философ ведет просветительский образ жизни, мало связан с конкретными политическими противоречиями эпохи.

Правда, в 1954 году А. Швейцер нарушил свой принцип и выступил с антивоенной речью «Проблемы мира в современном мире» на вручении ему Нобелевской премии мира, а также обратился с призывом по радио о запрете ядерных испытаний. В последние годы жизни А. Швейцер поставил свою подпись под обращением лауреатов Нобелевской премии за восстановление мира во Вьетнаме.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии