Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Ханна Арендт

(1902-1975)

«Бегство от земли во Вселенную и бегство от мира в самосознание; только так, возможно, можно достичь лучшего понимания новоевропейского общества»




Немецко-американский философ и политолог, почетный доктор многих университетов мира, лауреат в области премии социальных наук Германии, США и Дании, ученица К. Ясперса, М. Хайдеггера и Э. Гуссерля родилась в местечке Линден близ Ганновера. Получив неплохую начальное образование, она училась в университетах Кенигсберга, Берлина и Марбурга. Предметом своего восхищения будущий философ избрал классическую филологию и теологию. Этим предметом она овладела блестяще, и уже в 26 лет (под руководством К. Ясперса) защищает докторскую диссертацию о понятии любви у Августина.

С приходом к власти нацистов, X. Арендт эмигрировала во Францию, а с 1940 г. - в США, где вела сотрудничество с рядом еврейских организаций, преподавала в Чикагском, Принстонском, Колумбийском университетах, была профессором Новой школы социальных исследований, профессором университета Беркли.

Философские взгляды Аренд сформировались под влиянием идей экзистенциализма и неомарксиму Франкфуртской школы. Признание ей как философу - гуманисту принесли труды, посвященные осуждению теории и практики тоталитаризма, а также проблемам социальной революции, насилия, власти, политических традиций, демократии.

Центральной темой социальной концепции Арендт является человек, его жизнь, состоящую, по мнению философа, из трех относительно самостоятельных выражений: 1) «труда» - деятельности, обеспечивающей биологические процессы человека и является условием самой жизни, 2) «производства» - деятельности , что соответствует всеприродности человека, благодаря которой создается «сверхъестественный» (культурный) мир, 3) «активности» - деятельности, которая разворачивается как общение между людьми, к которой нужно дополнительно ничего «материального», которая способна создавать нечто принципиально новое.

Именно в активности, по мнению Арендт, кроется источник человеческой свободы как возможности для зарождения новой, «рождение того, чего еще не было».

Жизнедеятельность в поле свободы развертывается лишь в случае, когда человек является индивидуальностью, проявляющий себя в той части социума, который принадлежит человеку лично, то есть ее собственностью. Отторжение человека от собственности, частного дела создает основу для обезличивания социума ограничения свободы и возникновения тоталитаризма. В тоталитарном обществе личность теряет свободу, индивидуальность, а место вытесненных индивидуальных ценностей занимает идеология. Освобождение человека от идеологии происходит через революцию, несущим миру «рождение нового».

В наше время угроза для цивилизации обусловлена не природными катаклизмами или вторжением извне, а в ней самой - XX века показало, что «варварство может рождаться из внутренних обстоятельств существования цивилизации». Новейшим варварством, по мнению философа, есть тоталитаризм, развенчанию которого X. Аренд посвятила книгу «Истоки тоталитаризма». Эта книга, написанная на основе собственного пережитого опыта, принесла ей мировую славу.

По мнению X. Арендт, истоки тоталитаризма следует искать В двух предыдущих эпохах, где сформировались такие уродливые явления, как «антисемитизм», «расизм» и «империализм». В результате этого, социальные реалии приобрели массовый характер. Люди превратились в «массы» - уникальное объединение не путем осознания общих интересов путем «негативной самоидентификации». Гигантская массовизация раз и сформировала привычку «мыслить веками и континентами», а вместе с этим - пренебрежение к конкретному человеку.

Тоталитаризм, рассуждает далее X. Арендт, является явлением более сложным, чем, скажем, нищета духа или прямая преступность конкретных организаторов этого политического режима. Тоталитаризм создается в результате сочетания двух типов насилия: внешнего (политические репрессии, террористическими средствами поддерживают и воспроизводят феномен «массы») и внутреннего (господства идеологии, «тиранией логичности», в ходе которой человек доверяет свои мысли государственным институтам и тем самым изменяет собственной духовной свободе). В тоталитарном обществе человек теряет веру в себя. Для нее не существует опыта и мысли. Его разум не различает факт и функцию, истину и ложь. Она становится покорной, управляемой, рабом при внешних проявлениях свободы. Тоталитаризм, делает вывод автор, является режимом враждебным свободе, человеке и культуре. Усилия человечества должны быть обращены на искоренение тоталитаризма как «последней чумы XX века».

Еврейка по происхождению, X. Арендт остро осуждает злодеяния нацистов, совершенные в течение Второй мировой войны. Философ всматривается в немецкую нацию и задается вопросом: «сколько моих ты уничтожил?». И хотя она понимала, что подавляющее большинство немцев были противниками нацистского режима и страдания от него приняли на себя в первую очередь, по ее словам, все же не знала, как к ним относиться и уважала в Германии только философию. То же самое касается и тоталитарного режима, существовавшего в СССР.

События 1956 г. в Венгрии - подавление советскими войсками попытки освобождения от тоталитарного режима - X. Аренд восприняла как «внутренний надлом советской системы». В письме к К. Ясперса оно прямо указывала, что венгерские события («остановка советских танков на границе с Австрией») показали простую истину: тоталитарный режим советского типа имеет глубокие внутренние противоречия, которые в конечном итоге приведут к его окончательному падению.

Вехой в творческой биографии X. Арендт стала книга «Vita aktiva» (О деятельная жизнь). Рассуждения о «вечном» и «нетленное», моральное и красивое переплетается здесь с анализом исторических форм эволюции социального и политического, роли труда в жизни общества и человека, условий и способов достижения мира на основе духовной гармонии и духовной активности личности. Философа беспокоит, прежде всего, разбалансированность современного бытия, в котором повседневный труд, проекционная деятельность, наука и частично художественное творчество служат средством бегства от политической деятельности, побеги из открытого гражданского общества. Современный социум, считает X. Арендт, стал слишком деловым, прагматичным. В нем нет места собственной инициативе, нет возможностей для свободного личного поступка. «Жестокость мира» обусловливает поиски «вечного» за пределами Земли или в созданном человеком искусственной среде, особенно после запуска первого спутника, выходом человека в Космос. Между тем, это большая иллюзия. Человек навсегда связана с Землей и, независимо от успехов по освоению Космоса, выход из ситуации, считает автор, нужно искать на Земле - в области духа, вечных нравственных ценностях, особенно в любви к жизни, человека и культуры.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии