Жизнь общества - сложный, целостный процесс активно-творческой деятельности людей, направлен на освоение и преобразование мира, созидания, сохранения, обогащения и освоение культуры в ходе которого удовлетворяются, продуцируются, развиваются человеческие потребности.
Духовная жизнь общества первичное по отношению сознания отдельного человека, приходящего в мир и застает уже сформирован, созданный предыдущими поколениями духовный потенциал. Человек умирает и вместе с тем исчезает ее сознание, и общественное сознание продолжает жить как надиндивидуальная система идей, теорий, концепций, ценностей и др.. Отражая особенности общественного бытия историчности, общественное сознание относительно самостоятельная, потому что в ней есть не только духовность существующих поколений, но и ценности ушедших в небытие. Более того, духовная жизнь имеет начала элементов общественного сознания будущего.
Духовная культура, несмотря на все исторические катаклизмы, не умирает, как умирает само человечество. Каждое поколение смертное, но в культурной деятельности преодолевает смерть, создавая предпосылки духовного развития будущих поколений. В благородном стремлении освоить духовную культурное наследие во всей полноте человек, конечно, не забывает о современном этапе духовно-культурного творчества. Не только в прошлом, но и в современности, создаются богатые культурные ценности. Мир культуры - это мир оживших предметов с их идеальным содержанием и значениями, где закодирована, аккумулированная социальная информация, опыт многих поколений. В мир культуры, где течет жизнь общества, входят ценности и нормы, идеи и образы, обычаи и традиции. В реальной гражданской жизни неразрывно переплетены и необходимые материальные, вещественные и идеальные, духовные ценности. Духовность пронизывает все сферы общественной жизни - экономическую, социальную, политическую, собственно духовную. Ведь в любом виде деятельности человек стремится удовлетворить не только материальные, но и духовные потребности, реализует ту или иную цель, использует определенные идеальные схемы деятельности, опирается на ценностно-нормативную систему общества, то есть постоянно формирует и использует закодированную в идеальных образах социальную информацию . Этот процесс производства и потребления идеально закодированной информации и является духовная жизнь общества.
Духовная жизнь общества - это активная творческая деятельность людей, направленная на освоение и преобразование мира, в процессах производства, хранения, распределения и потребления духовных ценностей, которые составляют смысл жизни. Духовная жизнь полна всесторонним с удовлетворением духовных потребностей, функционированием сознания (общественного и индивидуального), отношениями и взаимодействиями между людьми, различными формами их общения. Духовная жизнь общества - совокупность не только идеальных явлений, но и самих субъектов духовной деятельности, обладающие определенными потребностями, интересами, идеалами, а также социальные институты, занятые производством, хранением, разделением духовных ценностей (клубы, библиотеки, театры, музеи, учебные заведения, религиозные и общественные организации и др.).. Вот почему нельзя сводить духовную жизнь общества только к функционированию общественного сознания.
Духовная жизнь общества имеет и другой аспект, выступает как относительно самостоятельная сфера общественной жизни. Разделение труда и социальная дифференциация общества привели к тому, что духовная деятельность выделилась в самостоятельный вид и стала уделом отдельных общностей людей. Так образовалась духовная сфера общественной жизни - одна из слоев, уровней жизни общества, связанных со специализированным духовным производством, направленным на удовлетворение преимущественно духовных потребностей, с функционированием специализированных социальных институтов, профессионально занятых созданием, сохранением и распространением духовных ценностей. Разумеется, в таких условиях сохраняется непрофессиональное духовное производство и стихийная система распределения, потребления духовных ценностей. Духовная сфера - целенаправленно организованное обществом духовную жизнь людей, имеет определенную структуру и охватывает необходимые компоненты: духовное производство, духовные потребности, духовное потребление, духовные ценности и, конечно, субъекты духовной жизни и социальные институты.