Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Мораль является сложным полисистемным явлением. Большинство философов, социологов условно в современных условиях выделяют в морали две относительно самостоятельные, но тесно взаимосвязаны сферы: моральную практику и нравственное сознание.

 

Мораль как идеальное, как форма общественного и индивидуального сознания отличается от нравственной деятельности. Но разница относительна. За нравственным сознанием нет и моральной практики. Мораль атрибутивно задана человеку и процессом реальной жизни в бесконечном многообразии побудительных мотивов и действий людей. Различение сторон необходимо для определения и объяснения связи и взаимодействия между духовной и практической моральной деятельностью, взаимодействия морали с другими сферами общественной жизни. Во-первых, практическая деятельность людей, в отличие от других действий, направленная, а человеческая цель - порождена потребностями практики.

Сознание и практика не тождественные явления. Сознание идеальная, практика - предметно-действенная. Во-вторых, моральное сознание более или менее может отставать от нравов, фактически оказываются, а может и предвидеть будущее, концентрируя внимание на идеале, желаемом, возможном. В-третьих, следует отметить возможные противоречия, способные возникнуть между моральным сознанием и практикой. В современных условиях эта возможность, чаще, чем хотелось, возникает в отношениях между людьми.

Нравственная практика, это, прежде всего, нравственная деятельность личностей и нравственные отношения. Моральные отношения определяют и деятельность, и сознание, что непосредственно отражается в них - взаимодействием человека с другими людьми, обществом, социальными институтами и общностями. В моральном практике реализуются нравственные чувства, представления, формируется процесс жизнедеятельности общества и личности. Нравственной деятельности в чистом виде не существует. Мораль пронизывает все сферы жизни, все виды деятельности человека, следует точнее говорить о моральных аспектах любой деятельности (профессионально-трудовой, общественно-политической, научно-познавательной, семейно-бытовой, художественной и др..).

Любое действие или отсутствие ее - это поступок, который вбирает в себя сознание (чувств, мышления, волевые компоненты) и объективность ее в результате. Нередко моральной деятельностью связывают филантропические действия, гуманитарную помощь, нравственное просвещение, нравственное воспитание и др.. Но нравственность этих и других видов деятельности, различных мероприятий может только внешне похожа на морально заинтересовано, справедливое отношение к людям, наполнено общественным содержанием, или выдаваться за гуманистическое отношение, а истинные мотивы, внутренние возбуждающие силы могут быть внеморальным, а то и безнравственными (польза , вознаграждение, страх наказания, желание выдавать себя за доброго справедливого, то есть за другого и др..).

Деятельность, мотивы поведения человека состоят из отдельных поступков, характеризующиеся наличием мотивов и цели, ради которых осуществляются. Поэтому моральная составляющая (аспект) поступка может быть понятным при анализе его структуры, имеет вид своеобразного цепочки: потребность - интерес - ценностная ориентация - идеал - цель - мотив - выбор средств достижения цели - реализация мотива или действие (акт) - результат - оценка результата - последствия - оценка последствий и снова повторение цепочки в новом поступка. В зависимости от потребностей, интересов формируются идеалы, как желаемый совершенный образец, эталон; цель, как практическая задача; ценностные ориентации, направляющих деятельные акты; мотивы, как внутренние возбуждающие силы к действиям.

Выбор вариантов, способов выполнения действий; завершается это волевым актом (действием), что дает желаемый или противоположный результат, а потом общественное мнение или (и) же лицо оценивает и мотивы, и результат, а если бывают последствия вызванные такими действиями, результатами, то дается оценка и последствий. Моральный аспект в любом поступка определяется, наблюдается в системе мотивов и оценок. Человек как существо окружающей среды (природной и социальной) без внутренних источников жизнеобеспечения не может не действовать, не совершать поступков. Но ценностное значение, смысл каждый заключает свой, исходя из собственного опыта, собственного, группового или общественного интереса, потребности. Поступок, с такой точки зрения, есть целостное явление, является неразрывным единством субъективного - и объективного. Поступок может определяться как объективно реализован мотив, или субъективно-мотивированный результат.

Совокупность поступков, нравственных аспектов деятельности социальных субъектов составляют своеобразную ткань, сетку нравственных отношений общества. Моральные отношения являются одним из видов общественных отношений. их специфика в том, что, во-первых, возникают и реализуются не стихийно, а сознательно, целенаправленно, свободно согласно высших моральных ценностей, во-вторых, в процессе нравственных отношений реализуются нравственные ценности, в-третьих, нравственные отношения не существуют в стерильном, чистом виде, а пронизывают экономические, политические, этнические, религиозные и другие отношения. Поэтому у них отражаются особенности культуры этносов, наций, религий, политики государств. Устойчивость, повторяемость отдельных составляющих нравственных отношений отражается в обычаях, традициях, ритуалах.

Нравственные отношения - это те связи и зависимости, в которые включаются люди в процессе жизнедеятельности на основе выработанных обществом требований и личных убеждений, это система ценностей, которая реализуется в обществе. Содержание нравственных отношений определяется системой моральных норм, принципов, оценочных представлений, реально господствуют в соответствующей сфере жизнедеятельности или обществе.

Универсальной формой моральной практики служит понятие моральная взаимодействие. Это взаимодействие может быть выделена логично в любом виде деятельности или проявлять себя в относительно чистом виде. Особенность нравственных отношений в том, что носят двусторонний характер, состоят не только между отдельными людьми, но и между личностью и обществом или отдельными сторонами общественной жизни. Это и взаимодействие человека с самим собой, что накладывает отпечаток на взаимодействии с другими. Специфичность нравственных отношений и в том, что, вступая в те или иные мотивированные взаимные отношения друг с другом, с обществом, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства фиксируются сознанием долга, ответственности и совести.

Нравственные отношения влекут за собой и моральные права для участников отношений, связанные с ожиданием исполнения обязанностей, долга со стороны окружающих, с признанием личного достоинства, с ожиданием стимулирующей оценки со стороны общественного мнения. Нравственные отношения можно классифицировать по основным видам (сферам) жизнедеятельности людей: в экономической или профессионально-трудовой, общественно-политической, научно-познавательной, семейно-бытовой и других сферах. Нравственные отношения могут отличаться в зависимости от объекта: отношение к детям, женщин, стариков, к труду, к государству, его институтам и др.. В моральных отношениях человек является и субъектом отношений, поскольку реализует свои ценностные ориентации, цели, поступки и объектом, потому, что она застает их как существующие, независимые от нее, и накладывают на нее определенные обязанности.

Моральные аспекты деятельности и нравственные отношения составляют объективную, выраженную в поведении, социальных связях, сторону морали. Моральное сознание - важная составляющая морали является своеобразный сплав чувств, оценочных представлений, убеждений, норм, принципов, идеалов, понятий, суждений, в которых выражается его духовная сторона. Моральное сознание функционирует на двух уровнях: эмоционально-чувственном и рационально-теоретическом, которые существуют во взаимодействии, дополняя друг друга. Эмоционально-чувственный уровень проявляется в чувствах симпатии, антипатии; любви, ненависти; доверии, недоверии; национальной гордости, космополитизме; эгоизме, альтруизме и т.д. и демонстрируется как определенные реакции на общественные явления, процессы, поведение социальных субъектов. Рационально-теоретичиий уровень нравственного сознания выражается через систему понятий (норма, оценка, идеал, долг, совесть, любовь, дружба и т.д.), в которых теоретически обосновывается нравственность и ее элементы. Зависимости от носителя, моральное сознание делится на индивидуальную и общественную. Моральное сознание характеризуется универсальностью, способностью сделать все объектом своего суждения и оценки с позиций добра, справедливости, гуманности и т.д.. Мораль как идеальное, как форма общественного и индивидуального сознания отличается от моральной практики. Но разница условная, относительная. Все многообразие видов нравственных отношений реализуется в поступках, как сознательных или интуитивно-чувственных моральных действиях, затрагивающих интересы других людей. С нравственных поступков состоит нравственное поведение. Человек, не действует практически, не может считаться моральной. Знание высоконравственных принципов морально должного и души прекрасные порывы сами собой ничего не стоят. Единство духовного и практического, самостоятельного выбора и ответственности за поступок, определяют целостность и универсальность нравственного сознания и моральной практики. Мораль действует в обществе как целостная система, выступая как единство нравственной практики, нравственных отношений и нравственного сознания.

Субъективно бытия нравственного сознания служит единственным механизмом, через который оказывается моральная активность и моральный саморазвитие личности. Это поле нравственных чувств, обеспечивающих императивно-оценочные процессы сознания и поведения, определение их морального значения. Содержание нравственных чувств воспринимается самим субъектом как внутреннюю жизнь собственной духовности, индивидуального морального «Я». Тогда же автономность морального самосознания относительная, ее содержательная заданность социальная и реализуется лишь в структуре человеческих отношений в формах эмоционально-нравственной идентификации, морального самопереживания, морального воображения, чувств согласия (несогласия) в оценке происходящего и др.. Моральное сознание, как субъективное данное, имеет ограниченную сферу действия и способна направлять поведение, поступки только в пределах нравственности самого субъекта как результата свободного выбора. Поэтому нравственное сознание внутренне противоречива, ее субъективное бытие никогда не совпадает с теоретической форме. Речь идет о расхождении между некоторыми нормами, публично признаются в их широком общем смысле и практически норм. Общественное мнение (надо сказать и право) осуждает практику взяток, даже под видом подарка. Однако есть люди, которые не отказываются соблюдать аморальной (антиправового) практики таких подарков. Одни это делают с уже укоренившейся привычки давать всем, потому что «все дают», другие - с надеждой, что бюрократ быстрее и лучше сделает свое дело, а третьи нежелание обременять себя ожиданием, дополнительным трудом (подготовкой при поступлении в вуз, ожиданиям при получении квартиры и т.д.). Анализ причин вызывает размышления, что противоречия между сознанием и практикой коренятся в противоречиях самого нравственного сознания, в различиях между общей и частной (индивидуальной) оценке.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии