Осуществление социального назначения и функций морали в жизни человека, социальных общностей, осуществляется через систему норм, принципов, оценок, идеалов, понятий морального сознания и воспринимаются и реализуются социальными индивидами в процессе деятельности и выбора мотивов поведения.
Свой регулятивный влияние мораль задает через создания ценностных ориентаций, установок, выступающих движущей силой поступков человека.
Суждения о ценности вошло в науку о человеческом поведении сравнительно поздно (с середины XIX в.). Философское осмысление природы и сущности ценностей привело к созданию аксиологии (от греч. Axios - ценность), философского учения о ценностях. Под ценностью понимают свойство общественных явлений, процессов, предметов предназначенных удовлетворять определенные потребности социальных субъектов (человека, коллектива, общества). В отличие от потребностей, ценности являются стимулами собственно человеческой деятельности, придающие ей такие признаки, как свободу и субъективно заданный смысл. Потребности как стимулы деятельности свойственны и человеку, и животным, особенно когда речь идет о гостиной (биологические) потребности. Деятельность по их удовлетворению необходима, чтобы обеспечить существование субъекта. В выборе ценностей человек свободен. Как правило, понятие ценность имеет два значения: первое - ценность - любое материальное или идеальное явление, имеет значение для человека, ради которого приложит усилия, то есть ценностью является то - ради чего люди живут, действуют, осуществляют (творят) поступки; второе - ценность - свойство, признак явления, характеристика, значимости для человека (можно говорить в таких случаях о ценности любви, дружбы и т.п.).
Классификация ценностей возможна по многим критериям: по объективным характеристикам явлений (материальные, духовные) по субъекту (ценности общества, народа, нации, социальной общности, политической партии, коллектива, индивида) по типам потребностей (интересов) субъект объектов (экономические, политические, нравственные, религиозные, эстетические и т.п.). Разделяют ценности на терминальные (ценности цели), к которым люди стремятся ради их самих (красота природы, искусство, творчество, любовь, дружба, самореализация, служение Богу, служения своему народу, Родине и т.д.) и инструментальные (ценности средства), с помощью которых можно реализовать материальные, духовные ценности (воспитанность, дисциплинированность, независимость, трудолюбие, смелость, честность, терпимость, твердая или сильная воля и т.п.). В системе духовных ценностей важное место занимают моральные.
Моральные ценности - это различные формы выражения моральных требований: нормы и принципы морали, нравственные идеалы, понятия добра, справедливости, чести, достоинства, долга, жизни человека, его моральные качества, нравственные характеристики поступков, деятельности и отношений и т.д.. Моральные ценности выступают основой и критерием для формирования нравственной оценки и шкалой для сопоставления оценки явлений жизни, поступков человека. Моральные ценности являются добром и для человека, осуществляющего их выбор, и для его окружения, на которое этот выбор влияет. В процессе межличностных отношений ценностями выступают добро и справедливость, ориентирующие на создание условий, по которым обеспечивается мир и согласие между людьми, защиту человеческой жизни. Добрая воля не только просветляется содержанием, излучающие высшие ценности, но и утверждает их в мире, во всех сферах человеческого бытия.
Итак, выше, абсолютным критерием и основой моральных ценностей является необходимость развития и самоутверждения ценности человеческой жизни, признание и обеспечение прав и свобод личности. Ценности моральные могут стать фактором нравственного отношения к действительности только когда реализуются в процессе реального поведения, поступках людей. Именно в практической деятельности, в конкретных поступках человек, реализует моральные ценности. В обществе формируются и воспроизводятся разные системы ценностей, требует от личности определиться, сориентироваться на некоторые из них, ставит ее в положение постоянного выбора, отдача преимуществ тем или иным ценностям, соответствующие его вкусам, интересам, т.е. ориентация на определенные ценности является отношением человека обычаям, традиций, норм, принципов, идеалов и т.п.. Ценностные ориентации - это социально-психические образования сознания, самосознание личности, которые становятся базой мотивов социально-психологических установок, соответствующих действий, поступков, основа направленности деятельности человека, ее социальной, нравственной активности.
Загрузка...