Выделение в общении безличной (этикетной, функциональной) и личной форм имело целью подчеркнуть ограниченность функционального общения и показать, что этикетная регуляция не способна передать всю палитру нравственных побуждений и взаимоотношений людей.
Именно личное (мижособисте) общения является одной из форм функционирования нравственности. Моральная ценность межличностного общения проявляется в отношении лица к другому как ценности человека, признание его значимости, доверии и уважении, его желания творить добро, дарить счастье ей, допустить в свой внутренний мир. Такая ориентация и направленность, как правило, реализуется в отношениях общества, дружбы, любви, выступающих настоящей степени гуманности, порядочности, человечности.
Общительность - это межличностные отношения, основанные на общности интересов в совместной деятельности и предусматривают единство цели, соответствующую равенство, сходство взглядов. Совместная деятельность - существенная черта товарищества, общие интересы вызывают потребность общения, оказывают эмоциональную окраску отношениям, предусматривают взаимопомощь, солидарность, поддержку. Товарищеские отношения - одно из проявлений принципа коллективизма, обеспечивают лицу взаимоуважение, доверие, моральную и психологическую защищенность, строятся по правилу не ущемлять интересов друг друга и не оставаться равнодушным к недостаткам своим и чужим.
В конце XVI - начале XVII в. английский поэт, ученый Джозеф Аддисон говорил: «Дружба в мире часто не более объединение с целью удовлетворения какого-то порока или общение ради какой-то развлечения, наслаждения. Меньше шутливо, всего скромная дружба часто наиболее полезна. Поэтому всегда человек хотел бы воспринимать друга не в меру усердным ». Тогда же английский философ Фрэнсис Бэкон подчеркивал: «Сердечная дружба крайне такая в современном мире, особенно равными, а между прочим дружба более прославлялась. Если же такая высокая дружба существует не только между высшим и низшими том, что благосостояние одного зависит от другого ». А древний китайский мудрец Конфуций предупреждал: «А не ослепляет тебя ни дружба наверное недостатков твоего друга, ни половину относительно хороших качеств твоего врага». Действительно дружба базируется на личной симпатии, бескорыстия, доверии, открытости, взаимопонимания, духовной близости, предусматривает взаимопомощь и даже жертвенность, возможна между свободными, независимыми индивидами, которые признают свою равенство. Дружеские отношения потенциально ценные, поскольку дают уверенность в своей значимости для другого и надежду на взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, сострадание, милосердие, внутреннюю эмоциональную привязанность, созвучность интересов. Нравственный смысл дружбы заключается в ее самоценности, Дружба сама собой благо, поскольку связана с глубоким и интимным отношением друзей, взаемоввичливистю и оказывает психологический комфорт и удовлетворенность жизнью. Дружба с общительностью является одним из механизмов социальной интеграции.
Известный французский математик, философ Блез Паскаль, который боролся с иезуитами, с насилием и деспотизмом, говорил, что умный человек любит не потому, что ей выгодно, а потому, что она в самой любви находит счастье. А Франческо Петрарка подчеркивал: «Уметь выражать, насколько любишь, значит мало любить». Известный писатель Виктор Гюго указывал, что любовь как дерево, она вырастает сама собой, пускает глубоко корни во все наше существа и нередко продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах нашего сердца. У кого нет любви, у того ничего нет. Любовь, желающая быть только духовной, становится тенью, если же она лишена духовного начала, то она неприличная.
Любовь определяется как истинное морально-эстетическое чувство, основанный на эмоционально-духовном переживании, заинтересованности, симпатии к объекту любви, целенаправленной привязанности, бескорыстно и самоотверженном стремлении к нему. Моральная ценность любви заключается в ее способности мобилизовать все силы личности, возбуждать в ней творческую энергию, формировать и развивать у нее духовность. Это огромная сила, которая может вызвать к жизни глубинный, скрытый потенциал, душевную щедрость, вызывать моральный подъем, придавать особого смысла существованию индивида, испытывать ощущение полной жизни, счастье. Моральное в любви выражает богатство и красоту человеческих чувств, пронизывает связи личности с другими людьми. Любовь как дружба является основой брачно-семейных отношений. Итак, духовность, избирательность, взаимность, продолжительность и интенсивность являются существенными оценкам человеческого чувства любви (любовь).
Известный польский писатель Генрих Сенкевич говорил, что в мире зла, глупостей, неуверенности и сомнений, что называется существованием, и одна вещь, для которой еще стоит жить и которая, несомненно, сильна, как смерть: это - любовь. Жизнь выработало общие моральные требования в любви. Важнейшими из них являются: относиться к любви как к большой моральной ценности, которая возвеличивает человека и выступает показателем уровня его духовного богатства; видеть в любимом друга и понимать, что без дружбы не может быть настоящей любви, быть требовательным к себе, стараться быть достойным любви, чутким, искренним и внимательным к возлюбленному, знать, что стремление влюбленных до брака является важнейшей требованием любви, которое по-настоящему может оказаться в брачно-семейных отношениях. Ведь Лев Толстой говорил, что любовь есть сама жизнь, но не жизнь не разумное, муки и умирающими, а жизнь блаженная и безопасное. Итак, нравственная ценность товарищеских, дружеских, любовных отношений заключается в том, что реализованные в них нравственные идеалы, принципы, требования духовно восхваляют личность и укрепляют нравственный потенциал общества.