Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Эстетика - слово греческое (aistheticos) - то, что имеет чувственность, восприимчивость. Понятие осмысления вошло в науку в середине XVIII в. Впервые применен немецким философом Анри Баумгартеном для определения нового раздела философии.

 

Эстетика - область знаний, изучающая эмоционально-чувственное восприятие действительности, деятельность, в основе которой лежит представление о красоте и ее результаты, в частности, искусство, изучает общие законы развития искусства и многообразие эстетического отношения человека к миру (природы, общества, человека и его деятельности во всех сферах: профессионально-производственной, научно-познавательной, общественно-политической, семейно-бытовой, досуге). Эстетика, эстетическое как главное ее понятие, анализирует общие характеристики качества, присущие разным эстетическим объектам действительности.

С эстетическими свойствами явлений, процессов, предметов человек встречается постоянно. Это и архитектурные сооружения и технические объекты, и ландшафтно-парковые зоны, и интерьеры помещений, и наряд индивида, и произведения искусства, созданные трудом человека, и гуманные поступки лица и т.п.. Философ Александр Баумгартен назвал раздел «Теория чувственного восприятия» кратко «Эстетика». Постепенно понятие эстетика твердо укоренилась в философской терминологии. Эстетическое восприятие не только с практически-утилитарных позиций, но и вызывает эстетические чувства, переживания, наслаждение, т.е. эстетическую взаимодействие предметов, явлений действительности. Эстетическая взаимодействие с окружающим миром определяет потребность и способность человека увлекаться необычностью и красотой явления, процесса, предмета и средствами, методами, их изменения, результатами творчества, чувствовать эстетическое наслаждение от самого процесса деятельности. Эстетика нужна не только художнику, художественный интеллигенции, как основы мировоззрения для творческой деятельности, необходима любому специалисту. Изучение эстетики формирует эстетическое сознание будущего специалиста и развивает представление, фантазию, художественно-образное мышление, потребность воспринимать красоту и получать от нее наслаждение, желание овладеть, ценить и понимать искусство, красиво вести подобное.

Овладение эстетикой, знанием позволит овладеть комплексом знаний и умений. В частности: понимать логико - философскую структуру эстетического знания как области знаний общегуманитарного цикла и эстетическое значение чисто профессиональных факторов; уметь объяснить явления эстетических ценностей и их роль в человеческой деятельности; уверенно оперировать эстетическими категориями и понятиями на основе знания форм и типов культур, эстетической наследия мыслителей мира, современных эстетических представлений, быть способным в случае профессиональной необходимости компетентному диалогу с экспертами - искусствоведами; усвоить правила и овладеть эстетикой поведения.

Эстетику уже с XVIII в. стали считать наукой, изучающей философию прекрасного, или философию искусства.

Предметом эстетики является чувственное познание окружающей реальности природы, общества, человека и его деятельности во всех сферах. С эстетическими свойствами явлений и предметов встречаемся, когда рассматриваем цветущие сады, архитектурные сооружения современности или древности, технические объекты, созданные трудом человека, когда гордимся высокогуманных поступками людей, высокохудожественными произведениями искусства. Люди, чувствительные к красоте, имеют эстетическое чутье. Эстетические чувства, переживания, эстетическое наслаждение выступают как проявления эстетического отношения к предметам или явлений действительности. Разнообразное эстетическое отношение человека, социальной общности, общества к действительности, обобщаются понятием эстетическое. Природе эстетического изучает наука эстетика.

Исследование эстетического предполагает анализ общих характеристик, присущих определенным эстетическим объектам действительности (прекрасного, возвышенного, трагического, комического и др.)., Кроме того, природа порождения таких явлений в сознании человека (в эстетических впечатлениях, представлениях, идеалах, теориях и взглядах ), а также природа эстетических ценностей. Эстетика исследует общие закономерности развития искусства, которые проявляются в различных его видах, изучает и собственно процесс художественного творчества, ее субъект и объект и средства художественного творчества, процесс художественного восприятия искусства и др.., Потому что искусство существует только в социально- коммуникативной системе: художник - искусство - созерцатель, или художественное творчество - искусство - художественное восприятие. Все эти проявления воплощаются в категории художественное.

Понятие художественное касается искусства: деятельности художника, восприятия искусства, оценки произведений искусства и др.. Но на самом деле есть такие эстетические явления, процессы, ценности, которые не имеют художественной признаки, например, эстетические явления в природе, эстетические черты в поведении, быту, в утилитарных формах человеческой деятельности. Художественное следует рассматривать как «прилагательное от существительного» искусство. Художественная потребность - это потребность в искусстве, художественная оценка - это оценка искусства; художественное творчество - это создание искусства, художественное восприятие - это восприятие искусства и т.д.. Иначе говоря, художественное выступает как вид эстетического, что является родовым понятием; художественная деятельность - вид эстетической деятельности, художественное творчество - вид эстетического творчества.

Категория эстетического характеризует всю ширь и разнообразие сферы прекрасного и безобразного, трагического и комического, низкого и возвышенного и их модификации в природном и социальной среде, в искусстве и в утилитарных видах деятельности и вообще в других сферах бытия. Не существует художественных явлений (музыкальное, литературное, изобразительное и т.д.), которые не должны эстетической природы и не были бы прекрасными или безобразными, позитивно-эстетическими или негативно-эстетическими и т.п., но есть эстетические явления, не имеющие художественной природы (красота флоры и фауны, физическая внешность человека, неорганические предметы и др..). Эстетика изучает ценностное отношение человека к явлениям бытия, которое может быть: прекрасным, уродливым, сатирическим, юмористическим, трагическим, комическим, возвышенным. Эстетика исследует закономерности эстетической деятельности общества, закономерности эстетического восприятия человеком действительности и т.д.. Анализ эстетической деятельности позволяет понять, как человек создает прекрасное в жизни, как именно она воспринимает, осознает его. Иначе говоря, эстетика рассматривает субъекты творчества и восприятия (художник, публика, импровизатор, исполнитель, критик), объекты творчества, средства, процессы и результаты эстетического творчества и восприятия. Все это и составляет предмет эстетики.

Эстетика - отрасль философских знаний, родилась в недрах философии, вышла из нее и сохранила прочные связи с ней. Если философия раскрывает общие законы природы, общественного развития и мышления, то эстетика изучает общие законы развития искусства и многообразие эстетического отношения человека к миру. Став самостоятельной наукой (со второй половины XVIII в.), Эстетика использует основную методологию философии, применяет все ее категории; заимствует понятия: бытие, сознание, деятельность, содержание, форму, суть и явление, причину и следствие; использует философские законы и прочее. Эстетика сочетается со всеми гуманитарными науками, в частности с этикой. Моральный аспект является составной эстетических отношений. Взаимодействие между людьми - это основа каждого художественного произведения (свои правила поведения у героев Уильяма Шекспира, Федора Достоевского, Альбера Камю, Франко Кафки, Ивана Франко, Олеся Гончара и др.). Эстетика связана также и с психологией. Эстетическое восприятие действительности имеет чувственно-эмоциональный характер, а эмоции и чувства изучаются психологией. Эстетика тесно взаимодействует с историей, педагогикой, социологией, логикой, культурологией, с экономическими, природными и техническими науками, поскольку эстетическое присутствует в различной действительности.

Эстетика - теория искусства, выступает методологии искусствоведческих наук: истории искусства, теории искусства, художественной критики. В отличие от других предметов, которые создает человек, в которых красота может быть имеющейся, а может быть и отсутствующим, в произведениях искусства должно быть обязательным, потому произведения искусства - это всегда эстетические ценности. Если фильм или фотография не приносят эстетического наслаждения, то не считаются художественными творениями. Искусство как плод художественного творчества является предметом исследования эстетической науки. Но эстетика в таком случае сразу встречается с тем, что каждому виду искусства - литературой, музыкой, театром и др.. - Занимается специальная наука: литературоведение, музыковедение, театроведение. Каждая искусствоведческая наука исследует тот или иной вид искусства, характерные черты и качества. Но существуют такие законы искусства, которые являются общими для всех видов искусства, объединяющих различные области художественного творчества. Эти законы и становятся предметом познания науки эстетики, оказывается специфичность законов, в различных видах искусства. Итак, эстетика не просто наука об искусстве, а наука, исследующая общие законы развития искусства, это наука об эстетическом в действительности, о сущности и законы эстетического сознания, познания и эстетическую деятельность человека.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии