Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Наверное, каждый человек не раз в жизни встречалась со словами: эстетическое, издавна вошло в повседневность и представляется привычным и понятным. Известные понятия: эстетическая поведение, эстетика труда, эстетизация окружающей среды, эстетическое измерение общественных отношений и т.д..

Для выяснения всех оттенков смысла, который внесены в понятие эстетическое, следует заглянуть в глубь истории, понять истоки человеческой цивилизации.

В начале своей истории первобытный человек медленно завоевывала мир. Среду, что ее окружало, воспринималось с той стороны, какое значение имела конечно для человеческой жизнедеятельности. Так формировалось ценностное отношение, что демонстрировало значение предмета для человека. И только намного позже человек научился отделять свое субъективное отношение от объективной сущности предмета и исследовать то, каким является предмет сам, то есть то, что, наконец, отразилось в познавательной потребности человечества. Если попробовать сравнить эти два типа человеческого отношения к бытию по некоторым критериям, придем выводам: по времени возникновения познавательная потребность сформировалась гораздо позже, чем ценностное отношение (следовало пройти каком-то длительному периоду, чтобы осознать различия между объектом и субъектом деятельности , то есть у человека должна сформироваться способность к абстрагированию и самоабстрагування). Со стороны же наличия влияния личности следует отметить, что ценностное отношение имеет максимум субъективности, когда познавательно человек стремится к тому, чтобы как можно меньше влиять на качества предмета. Логически вытекает и то, что познавательно проявляются свойства самого объекта, а в ценностном - перекрещиваются свойства объекта и субъекта.

Итак, во-первых, эстетическое - это ценностное отношение к окружающему миру. Но эстетическая оценка двойная: с одной стороны, - это признание ценности определенных качеств, присущих объекту. С другой - это оценка значимости соответствующих свойств (качеств) субъектом. В таком случае есть качества переводятся в субъективность и обеспечивают статус личной оценки. Во-вторых, любой тип ценностного отношения функционирует в повседневной жизни общественного человека, что предопределяет социально-психологических характер ценностного отношения, впрочем и эстетического. В повседневной жизни ценностное отношение проявляется в форме чувства, переживания, желания, воли. Эстетическое отношение существует как эстетическое восприятие, эстетическое переживание, эстетическая оценка, эстетический вкус и т.п.. В-третьих, иногда ценностное отношение человека дифференцируется, вследствие чего выделяются ценности, образующие представления людей о полезном и приданое, которые могут удовлетворить жизненные потребности человека, то есть утилитарные ценности; особую группу составляют ценности, обозначающие осознание поступков в межличностных отношениях с точки зрения добра, благородства, справедливости, то есть моральные ценности. Таким же образом выделяются религиозные, политические, правовые ценности. В процессе дифференциации ценностного отношения происходит их локализация в различных областях человеческой деятельности. Но эстетические ценности действительности не имеют такой локализации. Люди способны эстетически оценить любое явление в живой и неживой природе, человека (ее внешний вид, внутренний мир, поступки, результаты труда в различных видах деятельности: в технике, науке, искусстве и т.п.), предметом эстетического осмысления могут стать и общественные отношения, и частную жизнь.

Человек действует как субъект эстетической оценки в процессе работы и досуга, занятий спортом и выяснения каких-то бытовых дел. Именно в этих, на первый взгляд, никогда не сходящихся измерениях человеческого бытия, проявляется специфика эстетического отношения (отношения), которое имеет всестороннее проявление. Сравним: моральная ценность поступка одновременно имеет эстетический смысл, потому что хороший поступок, то есть всегда красивый поступок. Полезная вещь, чтобы быть удобной и приносить наслаждение, должна быть и красивой по эстетической оценки любого явления действительности в истории эстетики высказывалось множество (чаще противоположных) суждений. Но эстетическая оценка означает, что доступно непосредственно чувственному восприятию и переживанию. Но что же воспринимается чувствами? Слухом - веселая или грустная мелодия, пение птиц, плач ребенка; зрением - цвет неба, лицо любимого человека, разговор с матерью, величие гор или морского пространства; обонянием - запах цветов, благоухание вкусного блюда или они дыма или химического яда т.д.. Каждый раз чувствами человека воспринимаются форма предмета, явление, поступок и т.п. не только как самостоятельная ценность, но и как проявление организованности, упорядочения, структурной оформленности содержания. Форма в таком случае рассматривается как мера, степень, указатель оформленности, упорядочения содержания.

В истории эстетики существовали разные взгляды на суть и природу эстетического. Длительный период эстетическое отождествлялось с прекрасным, а в особую категорию выделилось лишь в XVIII в. Тогда эстетическое понимали как единство объективных особенностей предмета и субъективных качеств того, кто его воспринимает. Итак, эстетическое выявляет тип отношения человека к действительности, по своим характеристикам является ценностным, оценочным, личным, индивидуальным, чувственным.

В процессе реализации такого отношения личностью оцениваются формы бытия, которые воспринимает через чувства. Субъектом эстетической оценки могут быть личность, социальная общность (семья, коллектив и т.д.), общество и человечество. Причем в мировую сокровищницу эстетических ценностей попадают только те, которые удовлетворяют общечеловеческие потребности духовного освоения действительности.

Эстетическая взаимодействие (отношения) с действительностью, учитывая его особенности, человек осуществляется, утверждается как целостная, всесторонняя, гармоничная личность. Эстетическое развитие человека определяет степень ее освобождения от природной необходимости. Этот тезис не значит, что эстетическое развитие заменяет человеку сон, еду, одежду, отдых и т.д., т.е. так называемые гостиной (жизненно необходимые) потребности. Но эстетически развитая личность удовлетворяет потребности в пище иначе, чем эстетически неразвита. Для эстетически развитого человека, даже изголодавшейся, важно не только наличие самой пищи, но и привлекательность ее внешнего вида, место, где может утолить голод, манера пищи и т.д.. Эстетическое развитие общества демонстрирует историческую мере гармонии природного и социального, то степень духовного бытия общества, где чувственная потребность может быть удовлетворена без имеющегося физического обладания предметом, например, ощущение радости от общения с другом, наслаждение от прочитанной книги, восторг от увиденной картины и т.п.. В этом смысле Иммануил Кант называл эстетическую деятельность бесполезной, то есть такой, что не несет непосредственной утилитарной пользы.

Эстетическое - это понятие, которое характеризует чувственный сторону всемирно-исторической практики человечества, устраняет противоречия между свободой и необходимостью человеческого труда. Деятельность, к которой человек имеет интерес, становится для нее не только способом заработка средств существования, но и запахом самореализации, самоутверждения, где человек оказывается как свободная и уникальная, неповторимая личность. В социальной практике эстетическое имеет разносторонний проявление. Осмысление основных типов эстетического отношения к действительности отразилось в основных эстетических категориях: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, что связано с теоретическим воспроизведением процесса возникновения человеческих чувств: радости, восторга, гнева, отвращения, страдания, боли, смеха и тому подобное.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии