Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В жизни встречаемся не только с явлениями, вызывают радость, но и с тем, от чего многие страдаем, не только чувствуем гнев, презрение, но и скорбим. Наиболее общечеловеческий повод для печали - это перспектива собственной смерти или смерти близких.

Человек, вероятно, никогда не способна смириться с неизбежностью ухода земной жизни. Известный российский поэт Евгений Евтушенко писал:

«Уходят люди ... Их НЕ возврата,

Их Тайные миры НЕ возродить.

И каждый раз мне хочется опять

Вот Этой невозвратносты кричат ... »

А талантливая поэтесса Анна Ахматова подчеркивала, что каждый человек пытается понять эти жизненные, экзистенциальные противоречия между желанием жить вечно и неизбежностью смерти. Отражением и осознанием противоречия и стало трагическое в извечном смысле. Но как разрешить это противоречие? Ли человек шанс преодолеть смерть? За все века человечество находило на такие вопросы разные ответы, находили новые средства смилостивиться над естественной сути человеческого существа. Но каждый раз акцент делался на качестве жизни, его смысле, ценности, возможности жить в сердцах, думах живых. Культура хранит все, что прошло, она - внегенетической память человечества. Осмысливая гибель неповторимой индивидуальности как гибель целого мира, трагедия вместе с тем утверждает силу, бесконечность Вселенной, несмотря на оставление его конечной существом. И в собственно конечной существу трагедия находит вечные черты, роднящие личность с человечеством и Вселенной, конечное - с бесконечным.

В трагедии, как считал Георг Гегель, гибель не есть только уничтожением, а значит и хранения в преобразованном виде того, что в такой форме должен погибнуть. Георг Гегель противопоставляет существу, подавлена инстинктом самосохранения человека, свободного от «рабского сознания» и способного жертвовать жизнью ради высшей цели. Трагический герой - носитель чего-то, выходящего за пределы индивидуального бытия (власти, принципа, любой сверхъестественной силы), свободно и сознательно выбирает свой путь. Поэтому трагическое - это категория эстетики, отражает диалектику свободы и необходимости, воплощая самые острые жизненные противоречия (коллизии), прежде всего, между исторической необходимостью и практической невозможностью его осуществления. В центре трагического - конфликт между тем, что человек может (необходимость), и тем, чего требует, к чему стремится (свобода). Трагический герой - это личность, которая сознательно и свободно выбирает путь, понимая, что неизбежно при такой выбор ждет страдания или даже смерть. В своей истории человечество по-разному понимало те силы, которым противостоит человеческая воля.

«Ржавеет золото и тлеет сталь, крошится мрамор до смерти все готово, крепкое на земле печаль и долговечное царственное слово».

В античную эпоху трагический конфликт понимался как столкновение неминуемого рока и свободного выбора личности. В искусстве был создан особый тип трагического героя (царь Эдип, Прометей и др.). Трагическое совпадало с героическим, определенное судьбой неизбежно, но величие личности и выражается в том, что, осознавая неотвратимость поражения она действует свободно, воспринимая и ощущая все, что случилось по воле богов, как собственное волеизъявление, демонстрируя готовность нести личную ответственность за свою жизнь ;

- В эпоху Средневековья источником трагического считали божью волю, согласно которой человек или свободно идет следом, или, делая свой выбор, противостоит ей. Наиболее полно конфликт и тип трагического героя воплотился в образе Христа. В Средневековье трагическое означает мученическое. Логика трагического такова: утешься, ибо бывают страдания хуже, а муки тяжелее у людей, которые менее заслуживают этого. Такова воля Бога. Под спудом трагедии жила обещание потусторонней справедливости. Утешение земная (не ты один страдаешь) усиливается утешением небесной (на том свете не будешь страдать, ибо тебе воздастся по заслугам);

- Начиная с XVII в., Трагический конфликт набирает силу и значение столкновения в сознании человека собственных ценностей и ценностей общества. Необходимость познается как созданные обществом социальные условия. Рождается новый тип трагического героя (Гамлет, Дон Кихот, Фауст) создатель личной жизни, его соавтор вместе с жизненными обстоятельствами. Главный пафос трагического - преодоление границ человеческого несвободы и утверждения высших идеалов. Поэтому трагическое - это утверждение прекрасного.

В искусстве еще в античную эпоху Аристотелем сформулирована цель трагического - катарсис: чувство, изображенные в трагедии, очищают чувства зрителя, читателя, слушателя и т.д.. Как алмаз можно отшлифовать только алмазом, ибо это самое твердое вещество на Земле, так и чувства можно шлифовать лишь чувством, потому что это тонкая, нежным вещь во Вселенной. В этом проявляется связь между возвышенным и трагическим: возвышенное порождает ответное высокие чувства. Трагическое раскрывает гибель или тяжкие страдания личности, непоправимость ее потерь; бессмертные общественные ценные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности, и ее продолжение в жизни человечества; высшие проблемы бытия, общественный смысл жизни человека; активность трагического характера относительно условий; философски осмысленный образ мира; исторически нерешенные противоречия: трагическое, воплощенное в искусстве, влияет на людей в плане очистки и повышения их чувств.

Комическое связано с тем, что история осуществляется не только через трагедию, но и через комедию. Философ Георг Гегель говорил об иронии истории, а Карлу Марксу принадлежит известное высказывание, что все в истории повторяется дважды: как трагедия и как фарс. Суть комического, как и трагического, заключается в противоречии. Но качество противоречия, оценивается как комическое, - другого рода: комизм - результат контраста, расстройства, противостояния безобразного прекрасном, низкого - возвышенном, внутренней пустоты - внешний вид, претендует на значимость. В комических противоречиях присутствуют два противоположных начала, первое из которых считается положительным и привлекает к себе внимание, но на деле оборачивается отрицательным свойством. Комическое, как и любое эстетическое явление, является социальным, находится не в объекте смеха, а в субъекте, то есть в том, кто воспринимает противоречия как комическое. Комическое необыкновенно связано с общей культурой общества и человека. Низкая культура всегда агрессивна. Такой человек может терпеть расходящиеся взгляды, мнения, преимущества других. Напротив, человек, обладающий высокой культурой, способна анализировать поведение, отношения не только других людей, но и самого себя, что является свидетельством присутствия у нее чувство юмора, развитого живого ума, яркого воображения, фантазии. Общество, способное относиться с юмором к своим недостаткам, чувствует в себе силу к их преодолению и совершенствования, то есть расширяет границы собственной свободы.

Источником комического может стать не только подмена смысла и содержания, но и нарушение меры, создание иллюзии.

Николай Гоголь писал, что смех сопровождает развенчание ничтожного, которое претендует на многозначность, утверждает реальную достоинство человека. Комическое, связано со свободой человека и общества, с освобождением их от различных пороков, то есть утверждением прекрасного, но через отрицание всего, что мешает совершенствованию жизни. Главными средствами создания комического эффекта является гротеск (контраст реального и причудливого) и гипербола (преувеличение). Юмор - особая форма комического, отличающийся незлобивым отношением к недостаткам жизненных явлений, поведения людей и способна вызвать лишь дружелюбным улыбку. Юмор основывается на использовании средств остроумия и игры слов. Сатира - форма комического, суть которой заключается в том, что путем использования особых средств и приемов достигается критика недостатков, пороков, противоречий социальной действительности. Ирония - форма комического, что является скрытым насмешкой, взрывная сила которого замаскирована серьезной формой, выявляет конфликт ничтожного содержания с внешне приличной, респектабельной форме. Сарказм - форма комического, что вызывает резкий смех, который имеет разрушительное оценку различных негативных явлений личной и общественной жизни. Сарказм близок к иронии.

Итак, эстетическое - специфическое чувственное духовное отношение человека к действительности, в процессе которого во взаимодействии со своими идеальными представлениями о совершенном, прекрасное и гармоничное субъект оценивает формы различных проявлений бытия. Зависимости от типа эстетических оценок, вызванные такими явлениями, выделяются основные формы эстетического, его модусы, которые в истории эстетики получили статус основных эстетических категорий: прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое, трагическое и комическое и т.д.. Человечество выработало также ряд понятий, отражающих механизм формирования и развития эстетического отношения (отношения) на уровне общества, человека: эстетическое сознание, эстетическая деятельность и др..

Эстетические принципы, на которые опирается тот или иной художник в своей творческой деятельности, не безразличны человеку, потому что свои произведения художники всегда создают для человека направляют развитие искусства. Эстетика предоставляет знания художникам, способствует сознательному отношению к художественному творчеству. Не только художнику нужна эстетика, а необходимая эстетика и обществу, воспринимает искусство, - читатель, зритель, слушатель; эстетика несет знания людям, позволяет познакомиться с основными свойствами и законами развития эстетических явлений, с разными эстетическими концепциями и т.д.. В этом проявляется познавательная функция искусства.

Эстетика воспитывает личность, ее вкус, развивает ее эстетическое сознание, помогает по-настоящему воспринимать искусство. Способствуя формированию определенных эстетических взглядов, идеалов, представлений, наука эстетика ориентирует в мире эстетических ценностей, вызывает ценностные представления, которыми люди могут пользоваться в практической деятельности, играет воспитательную роль в жизни общества. Обобщая результаты исследования эстетических явлений, которые дает, например, искусствоведение, эстетика влияет на его развитие, раскрывает главные принципы познания эстетических объектов, определяет пути их исследования. Итак, эстетика выполняет и методологическую функцию.

Знания эстетики нужно не только художнику, который пишет картину, но и сапожника, который шьет костюм, и столяру, что изготавливает шкаф, и инженеру, который создает автомобиль, поскольку познания и преобразования мира осуществляют по законам красоты. Эстетика заслуживает внимания человека, поскольку дает знания, как вести себя в мире (этикет), как одеваться со вкусом, как красиво и удобно организовать свое рабочее место (дизайн); способствует развитию духовного мира личности и помогает использовать на практике эстетическое знания. Наука эстетика дает человеку знания, формирует творческие качества, потребность воспринимать красоту и получать от нее наслаждение, желание общаться с искусством и понимать его.

Категории и понятия эстетики тесно связаны, между собой, между ними существует логическая связь и подчиненность. Эстетика выявляет и изучает эстетические законы. Эстетические законы - это эстетические отношения между эстетическими явлениями, в которых раскрываются связи, тенденции, противоречия, существующие между эстетическими явлениями. Эстетические законы - это законы эстетической деятельности, законы искусства как формы общественного сознания, законы художественного творчества, законы художественного процесса, законы художественного восприятия, законы эстетического воспитания и др..

Эстетика играет значительную роль в общественной жизни. Это раскрывается через функции, которые выполняет эстетика в обществе. Важнейшими функциями эстетики является, познавательная, формирующая (воспитательная), методологическая, мировоззренческая и др..

Эстетика нужна художнику, является мировоззренческой основой для творческой деятельности художественной интеллигенции. Художник может интуитивно использовать законы эстетики, не осознав их теоретически, а познакомившись с ними в процессе художественного творчества, из опыта предшественников и современников. Но такое осознание иногда не дает возможности глубоко и безошибочно решить творческие задачи. Каждый мастер имеет свою собственную художественную концепцию мира, свое восприятие мира. И желая или, наоборот, не желая передает свое отношение к миру в произведениях (например, сравним восприятие мира героев Михаила Шолохова в повести «Судьба человека» и Франко Кафки в романе «Америка»), Мировоззрение не только пронизывает и направляет талант и мастерство, но и сам формируется под их влиянием в процессе творчества. Наибольшее влияние на творчество имеет ту сторону мировоззрения, который выражается в эстетической системе, сознательно или бессознательно реализуется в художественных образах. Творчество и осознание его законов, как правило, сопровождающими. Софокл, Леонардо да Винчи, Уильям Шекспир, Жан-Батист Мольер, Иоганн Вольфганг Гете, Лев Толстой, Иван Франко - не только выдающиеся мастера искусства, но и выдающиеся исследователи его тайн.

Итак, эстетика - наука о чувственное - эмоциональное восприятие действительности, о деятельности, в основе которой лежит представление о красоте и ее результаты, в частности искусство. Эстетика - философская наука, которая тесно связана с гуманитарными науками, имеет связь с экономическими и техническими науками, выступает теоретической основой для художественных наук: истории и теории искусства, технической эстетики, эстетики быта и поведения. Эстетика - это целостная система знаний, которая имеет свои категории, понятия и законы, играет значительную роль в жизни человека и общества.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии