Парадоксальный характер духа и плоти дает возможность понять диалектический характер природы и свободы. Т.е. человека как явления и человека как сущности.
Природа - это пространство, ограничивает духовные способности человека, условие, не позволяет индивиду развиться до уровня личности.
Имея основания себя вне себя, природа стоит в причинно-следственной связи и относится к детерминированным мира. Это мир наличного бытия, не подвергается изменениям, и подвластный истолкованы, проектированию, изучению и усвоению. Итак, природа - это то, что дается, фактическое сущее. Коротко говоря, внешний мир.
Свобода - это бытие абсолютного проявления человеческой сущности, способ самоосуществления человека. Это особое отношение, или внутренний мир. Отождествление природы с необходимостью, а свободы со случайностью - является ошибочным, ведь именно свобода содержит в себе необходимость, вечные причины человека. А природа, хотя и обеспечивает устойчивую непрерывность ее существования как вида, открывает возможности изменения человека до уровня «постчеловеческое будущего» (Фукуяма).
Вмешательство человека в сферу свободы невозможно из-за самозахищенисть, совершенство его сущности. Это обеспечивает незыблемость человеческого в человеке, удержания ее креативного начала. Вмешательство человека в сферу природы деформирует окружающей среды и сопровождается явлениями клонирования, пластическими операциями по изменению не только внешности, но и пола, мутагенными продуктами питания, искусственным оплодотворением, эвтаназией.
Р. Декарт, признавая дуализм внешнего и внутреннего миров, предоставлял им характеристик протяженности (дихотомии) и мышления (безусловности). Философ доказывал ориентацию природы на закон мира, а свободы на закон мысли, чем проявлял дискретность материального и полноту духовного. По мнению И. Канта, природа и свобода - это разные сферы бытия, существуют как возможность и действительность. Поэтому природу человек может исследовать, а свобода является выражением опыта веры. Природа - потенциальное бытие, которое формируется под влиянием внешних факторов, свобода - самодостаточна. В природе человек находится, в свободе - есть.
Так, человек лишен выбора в наличном бытии и имеет возможность выбирать в сфере свободы. При этом в мире внутренних сущностей человек не имеет выбора, ведь она не может избавиться мышления, уничтожить мысль о Ничто и действует безальтернативно. Время человек как духовная сущность свободная преодолевать давление внешних обстоятельств, непосредственно признавая господствующую сторону свободы над имеющимся (капризным) миром. Люди, хоть и ограничены выбором в познании внешнего мира, вынуждены осмысливать конкретные предметы, но каждый человек необходимо спрашивает об основании и без давления, добровольно ищет свои способы постижения бытия, обращаясь к определяющих причин человеческого.
Итак, человек - существо всемогущее и всеслабка. Что-то побуждает ее к действиям, и она пытается через выполнение видимого добиться настоящего и таким образом понять себя. Человек не в силах окончательно победить свои природные измерения, однако, смиренно принимая все поражения, снова и снова спрашивает о себе в стремлении приблизиться к пониманию собственной сущности, чем развивается до уровня личности.
Речь о природе и свободе человека выводит нас к пониманию повседневного и особенного в ней. Это не противоположные, а необходимые, непринужденные стороны бытия, обеспечивающих целостное понимание себя и мира. Поворачивая человека к себе, они утверждают ее неповторимость.