Философская антропология занимает размышления как над метафизикой человека, так и над ее предметными проявлениями. Коротко говоря, осмысливает сущность человека, как непротиворечивую единство духа и плоти, а также существование человека или его общественно-культурные измерения.
Если дух и плоть - самотворчи структуры человеческого бытия, то природные измерения сообщают о способности человека к творчеству, осуществления (энтелехии). Личность - это деяние, полностью меняет человека.
Сущность и существование человека рассматривают с помощью различных подходов, получившие название: экзистенциального и эссенциальных.
Экзистенциальный подход интересуется категорией существования.
Существование - категория онтологии, обозначающая наличное бытие предмета, которое постигается чувствами. Это фактическая заданность чего-либо.
Экзистенциальный подход истолковывает человека как «экзистенцию», от лат. «Exista» - «существую», то есть посутньо не общую, однократную существо. Предпочтение отдается человеческой ситуации с одновременным акцентированием на иррациональных возможностях человека. Сосредоточенность на специфически человеческом существовании в мире замыкает представителей экзистенциального подхода на опосредованном отношении к феномену человека и останавливает их на суждениях и предметно-логической мысли. Видя предназначение человека в выходе «за пределы», сторонники человеческого существования понимают этот процесс как нарушение устойчивости, который сопровождается трансформацией или «переворачиванием» природных измерений человека.
Эссенциальных подход делает ставку на категорию сущность.
Сущность - категория онтологии для обозначения внутреннего, те особенности предмета, за пределы которых человек не может выйти и которые постигает умом. Это становление, усилия чего-либо.
Эссенциальных подход стремится найти «специфически человеческую» риса, не отличную от других черт, которая обнаруживает человека собственно другой (неограниченной, полной) существом, не закована в рамки детерминистического мира. Однако, погрузившись в собственное понимание есенцийности, представители эссенциальных подхода продемонстрировали набор человеческих «першосутностей».
И экзистенциальный, и эссенциальных подходы в своей споре между сущностью и существованием в пользу одного пытались найти способы самосозидания человека как личности. Из-за пренебрежения другой стороны, продемонстрировали одномерное понимание феномена человека и гибкость (многогранность) личности в процессе обращения к основанию.