Лучшее понимание сущности человека возможно через осмысление сущности как данности и сущности как души. Первое понимает сущность как запрограммированность человеческой специфики, второе сводит особенное в человеке к психической эмоции, порыва. Оба объяснения дают искаженное представление о сущности человека.
Сущность как данность рассматривает сущность как объект и объясняет внутренний мир человека таким, каков он застает уже в «готовом», «приобретенном» виде. Подобное понимание смешивает свободу человека с фактом, что, в свою очередь, приводит к размножению (растление) сущности.
Факт от лат. «Factum» - «сделано», «то, что произошло», обозначает сделано, твердо установлено знание, данное в опыте, которое служит заключением, проверкой определенного посылки. Следовательно, сущность как данность склонна видеть человека искусственной реальностью, особым механизмом, «детали» которого конкретизированы, обустроены и не зависят от сознательного усилия.
Сведя специфически человеческое к набору определенных особых черт, сущность как данность закрепляет одиночество, ограниченность человека и заставляет ее подчиняться установленному. В таких условиях возможности человека что-то безусловно менять в мире воспринимаются как абсолютно без-смысле попытки. Сущность - подачи не предусматривает формы самоопределения личности и ее непосредственных актов самореализации.
Ограничив сущность фактом, человек думает, что личностные усилия служат ей на благо, и активно использует ресурсы внутреннего мира. Она является деятелем. Поскольку специфика человека в отсутствии специфики, не в прошлом (в том, что произошло), а в настоящем (в происходящем), фаталистическое отношение к действительности приводит к стереотипам, сопровождается разочарованием, изоляцией и результативно несет опустошение.
Сущность как душа рассматривает сущность как субъект и объясняет внутренний мир человека как шаткий, изменчивый и случайный (беспричинный). Отвергая механистический взгляд на мир, сущность как душа изображает человека капризной реальностью: во вспышках и угасании, везении и несчастные, остроумия, и всегда выдает желаемое в человеке за действительное. Такое понимание уподобляет человека с безусловным, сравнивая ее с божественным.
Сведя специфически человеческое до допустимого, изобретательного, сущность как душа лишает особенное в человеке самопричины и догматизуе ее внутренний мир. Это автоматически приводит к сомнению в собственных личностных способностях, комплексам и чувства нереализованности. Представляя личностное усилия как не может, человек склоняется к мысли, что от нее ничего не зависит, и превращается в марионетку. Вместе с тем следует указать, что душевное отношение демонстрируют человеческую способность, как общаться. Проявляя себя нелепо, человек вступает в диалог и таким образом имеет возможность испытать и выяснить исключительности собственного мира.
Если человек ограничивает сущность душой, то сознательного способности она трактует как проблему и пытается решить вопрос внутреннего мира, одновременно отвлекая себя от силы и могущества. Воспринимая собственно человеческое как головоломку, ребус, человек рассудительно (легкомысленно) относится к окружающей, часто осознавая себя лишней.
Если сущность как данность тормозит развитие человека до уровня личности, то сущность как душа форсирует его. Фактическое отношение к внутреннему миру приводит к остановке (отмирание) человечности, а уступающее (беспринципное) - сопровождается феерическим отношением-нием к миру. Одномерные представления человеческого в человеке как привычного мира, который легко предсказать и объяснить, как чудаковатого мира, не поддается пониманию, вытекающие через непоследовательное осознание сущности человека и замыкаются в заколдованном кругу. Сущность как данность и сущность как душа порождают ощущение несоответствия и блокируют творческие способности человека.