Личность неразрывно связана с уникальностью и предназначением человека. Уникальность, в переводе с лат. «Уникум», обозначает нечто единственное в своем роде, исключительное. Назначение - это заранее определенность человека, его возросшая роль, место в мире.
Ложное, искаженное понимание уникальности и назначение человека часто сопровождается ошибочным пониманием своего участия в том, что происхо-ся. Ошибки возникают через отождествление уникальности с претенциозным значимости, обиранистю, а назначение с обреченностью, погубление. Из-за нежелания быть «белой вороной» люди делают вид, что не выделяются из массы и неумолимо смешиваются с толпой, объективно теряя себя. Или наоборот, делая из себя «мессию», берут на себя ответственность управлять жизненными путями других людей, автоматически уничтожая себя. В свою очередь, несогласие с определенностью своей судьбы обычно сопровождается своевольными действиями. Покори судьбы делает человека внутренне слабой и легкой добычей для манипуляций. И в первом, и во втором случае крайности приводят человека к конформного отношения с миром, закрывая его истинные способности быть человечной, т.е. моральной существом.
Уникальность - это воплощение человеческой способности к трансцендирования, в самосозидания. Это осмысление себя «не сегодня», однако и не потом - не когда-то, а всегда. Уникальность выражает неопределенность человеческой сущности и необходимости ежесекундно ее утверждать через преодоление известных начертаний себя.
Однако уникальность человека не ограничивается только ее самосозидания. Поскольку человек является сердцевиной и ядром мысли, постигает тайны бытия, исходным пунктом при толковании любых философских проблем, вопросы ее уникальности и назначения интересует многих мыслителей и философов. Так, например, Протагор и М. Штирнер видели в человеке критерий истины, Л. Фейербах, 1. Кант, М. Унамуно, С. Франк - единственный, универсальный и высший предмет философии, последнюю цель всей человеческой мысли. Философско-антропологические сюжеты прослеживаются и в христианском учении о богочеловечестве, в аксиологии, герменевтике, в социальной экологии и многих других социально-философских течениях. Все они так или иначе стремятся проникнуть в тайну человека - «венца природы», «чуда света», «красоты вселенной», «символической», «религиозной», «политической» животные, существа «умной», «умелого», «деятельной », одним словом самой уникальной и загадочной из всех уникальных и малорозгаданих. Однако сказанное не исключает того, что на фоне философского антропоцентризма есть и другие взгляды на человека, в которых традиционные философские представления об уникальности человека, его близости к Богу определяются как миф или вымысел. Особенно характерным в этом плане является взгляд Ф. Ницше, который видел в человеке деградированных, биологически убыточную животное, «болезнь Земли», правила жизнедеятельности которого срослись с законами кошмарного сна.
Множественность образов человека, их безмерная сложность и неисчерпаемость обусловили значительные трудности в философском постижении, в адекватно-истинном отражении человека. И все же бытие человека - уникальное.
Уникальность человеческого существования заключается в сочетании и взаимодействии трех бытийных измерений - биологического, социального и индивидуального.
Человек рождается как биологическое существо. Основная функция любой биосистемы (ее специфическое отношение к окружающей среде) - это адаптация, приспособление к меняющимся условиям существования. На этом уровне человек является биологическим индивидом, представителем вида homo sapiens.
Второе рождение человека является результатом социализации. Человек предстает как нормальный член общества, который способен к выполнению социальных ролей. Основная функция любой социальной системы (ее специфический способ отношения к миру) - это преобразование мира на основе собственного выбора. На этом социологическом уровне человек выступает как личность в узком социологическом смысле этого слова, т.е. как индивид, интериоризував общественные отношения, которые были заданы на «входе» с приобретенными свойствами для выполнения социальных ролей «на выходе».
В индивидуальности есть своя неповторимость, характеризующая особый внутренний мир человека, образованный вследствие взаимодействия его биологических задатков и воздействия социальных условий жизни. Но какой собственный способ существования этой внутренней жизни? Можно считать, что наша психология является лишь функцией социального и биологического, а ее собственная функция сводится к выработке адекватных програмбиологичнои и социального поведения? Генетически это так. Однако третье рождение происходит тогда, когда внутреннее психическое жизни из средства перерастает в самоценность, и человек творит, мечтает, переживает, вспоминает, медитирует и т.д. не только потому, что это дает ей возможность стать более здоровой и успешно преобразовывать мир, но и потому, что это становится выше необходимостью человека. На психологическом уровне функция человека - самоценное внутренняя духовная жизнь.
Следовательно, целостность и уникальность человека заключается в единстве биологически здорового индивида, ответственного и надежного члена общества, и индивидуальности, нацеленной на самоценное духовность.
Назначение является воплощением человеческого смысла. Это осмысленность происходящего, которая пронизывает положительным, должным. Назначение - это изначальный смысл человека быть. И быть динамичной, интегративной, а не отбывать жизни. При этом назначение - это не относительный смысл, ведь несет через себя априорную настрой, стремление человека быть прямым участником, особым, неповторимым носителем смысла. Назначение - это моральный процесс осознания Абсолюта и касается аксиологического аспекта смысла. Поэтому истинное назначение человека - жить и всей жизнью направляться к добру. Через свою жизнь, именно своей жизнью человек познает себя и мир, утверждает будущее.
Назначение человека как путь к надлежащему не дается ей раз и навсегда, а есть мгновенным усилием укреплять свое духовное начало. Судьба человека - это совершенное стремление несовершенного. Предельный, окончательный момент открытия своего места в мире и соответствующий (конструктивный) образ дела человека. Назначение, как откровение смысла, воплощение невозможного - есть добродетелью. Оно утверждает божественное начало в человеке и, окутывая собой пустое выступает путем его преодоления.