Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Ценностная ориентация - это избирательное отношение к носителю ценности, который может быть реальным предметом удовлетворения потребностей отдельного человека или социальной общности. В ценностной ориентации аккумулируется жизненный опыт людей.

 

Наличие устоявшихся ценностных ориентаций свидетельствует о зрелости человека как личности. Проявляются они в деятельности и поведении человека. Они являются своеобразным индикатором иерархий преимуществ, которые человек предоставляет материальным или духовным ценностям в процессе своей жизнедеятельности. Ценностная ориентация, сформирована на уровне убеждений, адекватно проявляется в реальном поведении и деятельности человека.

Деятельность человека неотделима от ценностной ориентации, которая опирается на ценностные представления. Ценностная ориентация всегда имеет индивидуальный характер. В отличие от нее, ценностные представления, хотя и кажутся человеку сугубо индивидуальными, на самом деле всегда являются типичными представлениями определенных социальных групп, представителем которых является определенный индивид. Они являются внешними по отношению конкретного индивида, который может присвоить их путем усвоения. Таким образом обеспечивается механизм взаимосвязи и взаимодействия индивида и общества, единичного и общего, внутреннего и внешнего.

Своеобразной моделью становления ценностной ориентации личности выступают ее жизненные планы, которые являются прерогативой индивидуальной сви-домости. Они диалектически сочетают ближайшие цели с широкой программой действий на отдаленное будущее, субъективный мир человека, его стремления и идеалы с реальными жизненными обстоятельствами. Объективные условия, которые являются первичными по субъективных планов, заставляют человека строить свое будущее с учетом реальных возможностей.

Итак, жизненные планы - это отражение в индивидуальном сознании господствующих общественных отношений, специфики социального положения, особенностей микросреды и других факторов, которые предопределяют вероятность реальной жизненной программы индивида. Жизненные планы могут побуждать человека к деятельности с целью преодоления границ своего наличного бытия, поскольку под воздействием общества она сформировала определенные стремления, выработала соответствующие установки и т.д.. В этом смысле жизненные планы не только отражают объективные обстоятельства, но в определенной мере и создают их. Ценностная ориентация формируется на основе базовых (основных, ключевых) ценностей, содержание и соотношение которых в истории как отдельного человека, так и человечества в целом, чрезвычайно разнообразны. Ценностные ориентации определяют смысл жизни человека.

В разные времена (эпохи) в разных адресатов ценностей - отдельного человека или социальных общностей - ориентации были разными. Они направляли своего адресата или потусторонний мир, или на личную жизнь, или на общество, к которому он принадлежал. В первом случае четко прослеживается ценностная ориентация религиозного и объективно-идеалистического типа. Гносеологически это объяснить нетрудно. Ограниченность человеческих знаний о природе как Вселенная, зависимость человека от тематических (для нее) сил природы, вечность мира во времени и его бесконечность (бесконечность) в пространстве - что является априорно очевидным - заставляют ее склониться перед ним. Человек чувствует и переживает страх перед таинственными силами природы. Будучи недовольной своим «посюстороннего» жизнью, не находя выхода из структуры, в которой оказалась, но продолжая поиск такого вида, она вынуждена апеллировать к «потусторонней» силы. Для такого человека последняя надежда - найти спасение где-то «там», поскольку в реальном окружении она его не находит. Именно вот «да» сила и есть основной (если не единственной) ценностью, на которую ориентируется человек. Во втором случае человек ориентирована на себя (по формуле «на Бога надейся ...»), рассчитывает на собственные силы.

По нашему мнению, важным при этом было бы исследование аксиологического аспекта проблемы духовного мира человека, в частности его мировоззрения. Специфика последнего заключается в том, что его предметом является не просто мир вещей и явлений, не абстрактный мир в целом, который противостоит человеку, и не сам человек, а человек по отношению к миру, который отображается в его сознании через его значимость для субъекта отражение и для общества в целом.

При мировоззренческом отражении человек не просто объясняет действительность как позалюдське бытия, но и оценивает ее через призму индивидуального и социального опыта, общественных потребностей и интересов, выражая при этом определенное отношение к ней, мотивируя необходимость перестройки ее в нужном для себя направлении. Ценностно-ориентационная (аксиологическая) функция мировоззрения является одной из ведущих среди других его функций. В мировоззрении человека окружающий мир отражается не сам, вне зависимости от человека, а через призму его интересов, благодаря чему она становится реальной силой, способной преобразовывать действительность в желательном для себя направлении.

Понимание субъекта познания как общественного индивида предполагает не пассивно-созерцательное отражение мира, а критически-творческое его превращения в процессе общественной практики. При мировоззренческом отражении человек не просто созерцает, объясняет действительность в чистом ее бытии, а оценивает через призму индивидуального и социального (возможно, даже исторического) опыта, с позиции общественных и личных потребностей и интересов, выражая при этом соответствующее отношение к ней, мотивируя определенным образом необходимость ее преобразования. Это объясняется тем, что в процессе трансформации знаний в мировоззрение участвуют не только разум (т.е. рациональная сфера духовного мировоззрения человека), но и чувственно-эмоциональная и волевая сферы. То или иное явление общественной жизни - как личного - воспринимается человеком через призму ее чувств, становится возможным лишь при субъективном переживании актуальных событий, при личной заинтересованности в происходящем. Человек оценивает окружающую действительность, формирует свое ценностное отношение к ней. Происходит процесс, в котором формируется социальная установка, внутренняя готовность человека к действию согласно усвоенных знаний. Такие знания превращаются в убеждения лю-жидкости, становятся ее жизненными правилами, духовной основой жизненной позиции.

Так, убеждения человека (на личном уровне они синтезируются в мировоззрение) является своеобразным сплавом рационального, чувственного, эмоционального и волевого. Проявляются они как ценностные ориентации личности и как, регулирующих ее сознание, поведение и деятельность. Мировоззренческая позиция всегда является диалектическим единством гносеологического и оценочного моментов, познания и толкования, знания и осознание окружающего мира. Эта специфическая черта мировоззренческого отражения является общей. Она отличает мировоззрение от научного познания, хотя и не может быть основанием для их принципиального противопоставления, потому научное познание тоже сопровождается ценностными суждениями и дополняется ними. При мировоззренческом отражении субъект, вступая в отношения с объектом (другим субъектом), соединяясь с ним, стремится отразить его точку зрения, а также выяснить потребности (интересы, желания, стремления, цели, идеалы) той социальной группы, представителем которой является сам. Поэтому важной особенностью мировоззрения является его ценностный, аксиологический характер.

Выступая общим ориентиром в жизни человека и регулятивным фактором ее фактического поведения, мировоззрение выражает понимание и оценку важнейших явлений общественной жизни. Главное его назначение состоит в том, чтобы правильно ориентировать человека в чрезвычайно сложных ситуациях развития как окружающей действительности, так и бытия самого человека. Он нужен человеку для того, чтобы она могла правильно оценивать значение социальных процессов и собственных поступков, направлять свою жизнедеятельность в соответствии с тенденциями и закономерностями общественного прогресса. Отсюда становятся понятными требования к современной школе, в том числе и высшего, которая призвана дава-ти молодежи основы знаний, производя в ней умение самостоятельно оценивать жизненные явления. Каждый индивид на соответствующем этапе социализации испытывает потребность личностного восприятия определенных норм, идеалов, есть потребность в научном мировоззрении.

Потребность человека в научном мировоззрении объясняется рядом факторов. Во-первых, являясь специфическим образованием в сознании человека, мировоззрение таким компонентом духовного мира человека, в котором синтезируются, интегрируются интеллектуальные, морально-политические и эмоционально-волевые возможности индивида. Именно поэтому мировоззрение функционирует как стройная система убеждений, личностных установок, связана с практически-преобразовательной деятельностью и стимулирует ее. Во-вторых, мировоззрение служит способом обобщенного осознания человеком своего ценностного отношения к действительности. В-третьих, мировоззрение, к которому человек приходит в итоге большой и тяжелой сознательной работы, в общей структуре социальных качеств личности выполняет ведущую роль. Он интегрирует в жизненную позицию ее разнообразный индивидуальный и социальный опыт по вопросам познавательного и эмоционально-оценочного освоения действительности. Личностью может быть только человек, имеющий свое социальное «Я», то есть свое мировоззрение, свое ярко выраженное отношение к жизни, устойчивую (стойку) позицию. В-четвертых, в содержательном плане мировоззрение системой ценностных ориентаций человека. Формируясь на основе актуальных потребностей, способностей, склонностей и убеждений человека, ценностная ориентация организует и направляет его общественного поведения, социальную деятельность, обосновывает выбор наиболее рациональных путей и средств реализации сущностных сил человека. Она функционирует как своеобразная ось структуры личности; центр ее жизненной позиции. Вокруг ценностной ориентации группируются чувства и помыслы человека. Человек испытывает потребность в научном мировоззрении, что проблема мировоззрения, по сути, является проблемой самого человека. Эта проблема непосредственно связана с такими жизненно важными во-просы, как осознание и понимание человеком свободы и необходимости, ценности и оценки, сущего и должного; перспективное видение своих жизненных целей и смысла бытия, умение выбирать целесообразные средства активизации своей позиции.

Как особая форма общественного сознания мировоззрение формирует направленность, тип активности личности, ее натуру как деятеля. На основании мировоззрения человек формирует главные ориентиры жизнедеятельности - цели, идеалы, критерии оценки и личного выбора, жизненные проекты и т. п., принимает те или иные жизненно важные решения, их реализация и составляет смысл жизни человека. В третьем случае преобладает ориентация на общество. Это происходит тогда, когда у человека ослабляется вера в авторитет «святого духа» (свидетельством чего может быть процесс секуляризации) или же она теряет (потеряла) веру в собственные силы. Тогда она переориентируется на общество как основную ценность.

Человек живет в обществе, ставит перед собой цели и стремится их осуществить, ищет смысл жизни, свое предназначение в своей же деятельности. Затем, в чем человек видит смысл своей жизни, какие цели преследует, любыми средствами пытается их достичь, есть на что направлены сущностные силы человека как деятеля, можно судить о самом человеке, о его ценностную сущность, о ее мораль, место в обществе ( коллективе), ее ценность для жизнедеятельности других людей, среди которых он живет.

Итак, характер деятельности человека в системе общественных отношений как объективированного в действиях и поступках субъективное понимание им цели своей жизни является синтезированным критерием ее общественной ценности как личности. Исходя из гармонии личных и общественных интересов, индивид формирует общественный идеал, который и является его жизненным ориентиром, путеводной звездой в жизни. Здесь мы уже выходим на сложнейшую проблему, которая требует своего исследования, - диалектики потребностей и интересов в динамической системе «человек - коллектив - общество». Проблема органического сочетания ценностных ориентаций на самоценность мира, на обязательства человека перед обществом и самореализацию сохраняет свою актуальность и ждет своих исследователей. Актуальность ее усиливается еще и тем неоспоримым фактом, что история развития общества подошла к черте, когда проблема ориентации отдельного индивида (социальной общности) на общечеловеческие ценности стала безальтернативной.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии