На первый взгляд кажется, что история является бесконечной линией, начало и конец которой скрываются за горизонтом. Человеческая жизнь же мыслится отрезком, который имеет четко определенные начало и конец. Поэтому задача человека состоит в том, чтобы определенным образом разместить свой отрезок исторической бесконечной линии.
Однако при более внимательного взгляда нашу жизнь оказывается такой же бесконечностью (если рассматривать наши рождение и смерть не как факт, а как процесс), как история - отрезком (наше существование здесь-и-сейчас). В этой диалектике и содержится условие того, что история захватывает, смущает и дарит надежду множеству людей (если не всем).
Осознание человеком исторического процесса в философских категориях
Конечно, история как процесс воплощения человеческих мечтаний и надежд не могла остаться без внимания философии. Но для этого сама история должна была «созреть», пройти путь от ощущения к постижению умом, от отдельных "историй", в Историю. Подразумевается, что исторический процесс как течение времени, как изменение, должен был быть осознан человеком. И не просто осознанный, а в специфических философских категориях. Для этого оказалось мало ставить вопрос об истории. Следовало выявить в ней главные звенья, которые можно сопоставить с их значимости с главными и вечными философскими вопросами: что такое рождение и что такое смерть, в чем смысл жизни и в чем смысл существования вообще?
Впервые это удалось сделать Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю (1770 - 1831). Исходным пунктом философии истории как специфического раздела философского знания справедливо считаются гегелевских «Лекции по философии истории», в которых в начале XIX века ему впервые в западноевропейской мысли удалось соединить философию и историю.
Он разработал концепцию разумности всемирно-исторического процесса - первое философское оценки хода истории. Гегель утверждал, что «единственной мыслью, которую привносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум господствует в мире, так что, следовательно, и всемирно-исторический процесс разумно. Это убеждение и понимание являются предпосылкой по истории как таковой вообще; в самой философии это не является предпосылкой. Путем умозрительного познания в ней доказывается, что разум ... является как субстанцией, так и бесконечной мощью, он является для самого себя бесконечным содержанием всего природного и духовной жизни, равно как и бесконечной формой, - проявлением этого ее содержания »[64].