Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Оригинальный подход к периодизации исторического процесса предложил И. Г. Фихте (1762-1814). Он считал, что «цель земной жизни человеческого рода - свободное и согласно с разумом устройства всех своих отношений. Воля должна быть наукой в разумных законах, согласно которым род должен устраивать через свободное искусство свои отношения ».

Итак, главный критерий выделения эпох у Фихте - свобода, степень отдаленности ее от инстинктов. Всего немецкий философ определяет пять эпох:

1) эпоха, когда человеческие отношения устанавливаются без принуждения, благодаря одному разумному инстинкту;

• эпоха, в которую этот инстинкт, ставший слабее и проявляется лишь в некоторых избранных, превращается последними на принудительный для всех внешний авторитет;

• эпоха, в которую отвергается этот авторитет и вместе с ним разум в единой форме, в которой он оказывался до сих пор;

• эпоха всеобщего распространения в человеческом роде разума в форме науки;

• эпоха, в которую к науке присоединяется искусство, чтобы твердой и верной рукой преобразовать жизнь согласно науке ...

Затем род человеческий вступает в высшие сферы другого мира. Позиция Фихте во многом навеяна Просвещением и Великой Французской революцией.

Вроде бы нет ничего проще, чем назвать периоды всемирной истории: Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время - вот те периоды, которые многие назовут безошибочно. Отбросим Новейшее время и иметь классическую триаду - периодизацию, что существует не одно столетие, «Мистическая троица эпох в высшей степени привлекательна для метафизического вкуса Гердера, Канта и Гегеля ... Мы видим, что не только для них: она приемлема для историко-материалистического вкуса Маркса, она приемлема и для практически-аксиологического вкуса Макса Вебера, т.е. для авторов любой философии истории, удается им некоторой заключительной стадией духовного развития человечества. Даже великий Хайдеггер, задаваясь вопросом, в чем сущность Нового времени, опирался на ту же триаду », - констатирует во введении к книге немецкого философа Освальда Шпенглера наш современник А. Дубнов.

О. Шпенглер был одним из первых, кто подверг сомнению «наглядно-популярное членения» всемирной истории на три эпохи. XX век стал временем, когда многие философы, социологи и историки, обращаясь к опыту прошлого и исследуя тенденции настоящего, пытались создать свои периодизации истории.

Понятно, что единообразия в подходах к проблеме периодизации истории нет: ведь выделение периодов в истории зависит от критериев, положенных в основу периодизации.

За основу периодизации истории брались, например, орудия труда (В. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер), рост населения (Т. Р. Мальтус), географическая среда (Я. Монтескье) и др..

Карл Ясперс (1883 - 1969) сделал вывод о том, что история - это прежде всего переход от одной эпохи к другой. «Историческую субстанцию человеческого бытия» составляет традиция. По мнению Ясперса, человечество едино. Для объяснения человеческого единства Ясперс вводит широко известное сейчас понятие «осевого времени» (середина 1 тыс. до н.э.), когда человеческая история обретает свою собственную структуру. Каждая историческая эпоха отличается от другой своей специфической исторической ситуации на рынке. Возможно возникновение подобных исторических ситуаций. Так, примерно в то же время возникают одинаковые исторические ситуации в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции, когда формируется тип современного человека. Это и есть «осевое время» мировой цивилизации.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии