Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Конце XIX - начале XX века возник новый культурологический подход к пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею цивилизационной структуры общественной жизни.

 

По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга «культурно-исторические типы" (Данилевский) или «цивилизации» (Шпенглер, Тойнби), проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий:

Зарождение - расцвет - старение - упадок

Для всех этих концепций характерны следующие особенности:

- Отказ от европоцентристськои, однолинейной схемы прогресса общества;

- Вывод о существовании множества культур и цивилизаций, для которых характерна локальность и разнокачественность;

- Утверждение о одинаковое значение всех культур в историческом процессе.

Что же такое цивилизация? Сейчас это слово часто используют, причем, не только как существительное, но и как прилагательное, поэтому понятно, что значений этого термина множество. Наиболее распространенными в отечественных источниках есть три трактовки:

- Цивилизация - это синоним культуры, в марксистской философии употребляется также для обозначения материальной культуры;

- Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры;

- Степень общественного развития, следует за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

К указанным следует добавить понятие, разработанные философами XX века:

- Цивилизация - определенная степень развития культуры народов и регионов (А. Тойнби, П. Сорокин);

- Ценность всех культур, имеет общий характер для всех народов (К. Ясперс);

- Конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона - его «закат» (О. Шпенглер);

- Высокий уровень материальной деятельности человека, орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений (Н. Бердяев, С. Булгаков).

Однако в современной социальной философии под цивилизацией чаще понимают крупномасштабную социокультурную общность людей и народов.

Теория цивилизаций имеет множество положительных черт, которые помогают раскрыть механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности. Ее сторонники особое внимание уделяется непрерывности, эволюционности общественного процесса. Отсюда, кстати, следует вывод о том, что революции - это вынужденный, нежелательный акт.

Цивилизационный подход помогает увидеть в истории поливариативности, не отвергая некоторых вариантов, которые не отвечают критериям определенной культуры. С его помощью можно выделить ряд социально-культурных различий современных восточной и западной цивилизаций.

Если последователи К. Маркса почти полностью отрицали роль личности в истории, мол, «незаменимых людей нет», то в теории цивилизаций анализ роли личностного фактора приобретает особое значение. При этом делается вывод, с которым трудно не согласиться: в истории бывают такие периоды, когда роль одного человека в решении определенных исторических проблем может быть больше, чем роль других факторов, даже взятых вместе.

Но и цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен некоторых недостатков. В частности, в нем не учитывается связь между различными цивилизациями, не осмысливается феномен повторяемости.

Какие этапы в развитии общества и, соответственно, типы обществ выделяет современная социально-философская мысль?

Конечно, это: Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время, для каждого из которых характерен свой способ производства, тип культуры и т.д..

С этой периодизацией, исходя из современных данных, не согласны прежде многие историки. В частности, отметим позицию французского историка Жака Ле Гоффа (р. 1924 г.), в 1991 году в предисловии к русскому изданию книги, посвященной исследованию средневековой западной цивилизации, писал: «Сегодня я настаивал бы на расширении временных рамок, на« длинном » Средние, что охватывает эпоху, которая начинается с II - III-го столетия, поздней Античности и не завершается Ренессансом (XV-XVI вв.), связь которого с Новым временем, на мой взгляд, преувеличен. Средневековья продолжалось, по сути, до XVIII в., Постепенно отмирая перед лицом Французской революции, промышленного переворота XIX в. и больших перемен века двадцатого. Мы живем среди последних материальных и интеллектуальных остатков Средневековья ». При всей парадоксальности выводов Ле Гоффа, он имеет много сторонников, желающих уточнить принятую периодизацию истории общества. Современная философская мысль пошла в сторону укрупнения выделенных этапов. Так, наиболее используемым в западных учебниках является подход, когда выделяют;

- Традиционное общество (докапиталистических)

- Капиталистическое общество (охватывает раннюю, переходную форму индустриального общества, зародившаяся в XVII - XVIII вв. В Западной Европе, а также индустриальное, начиная с середины XIX в.),

- Постиндустриальное общество (с 60-х годов XX в.).

Так, человечество проходит как бы три «волны» цивилизации. В традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустр-альном - промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую роль играет информация.

Термин «индустриальное общество» появился в философской литературе благодаря основоположникам социологии - О. Конту и Г. Спенсеру. Понятие «постиндустриальное общество» ввел в научный оборот американский ученый Д. Белл. Отличие индустриального и постиндустриального обществ, как считает Д. Белл, заключается в том, что «осевым институтом» индустриального общества является частная собственность, а постиндустриального общества - творческое знание.

Более трети века была широко и нашла многих сторонников концепция британского ученого Болта Ростау (род. 1916 г.), названная им «теорией стадий экономического роста». Ростоу выделяет пять «стадий» в развитии общества:

- Традиционное общество;

- Стадия создания предпосылок для подъема;

- Стадия сдвига;

- Стадия роста;

- Период высокого уровня массового потребления.

В. Ростоу объясняет, что в конечном итоге различие между традиционным и современным обществом, по его мнению, заключается в том, является ли уровень капиталовложений низким по приросту населения. Исходя из предыдущей периодизации истории общества, можно понять, что такое традиционное общество, но другие стадии, выделенные В. Ростоу, требуют уточнения. «Общество в процессе перехода» - это период, когда создаются условия для «сдвиг», т.е. накапливаются условия, необходимые для перехода к индустриальной цивилизации. Период (стадия) сдвига - это период промышленной революции, которая была связана с изменением методов производства. Стадия роста - «это стадия, когда экономика демонстрирует, что у нее есть технические и предпринимательские возможности делать, если не все, то почти все, что она предпочитает делать».

«Теория стадий экономического роста» очень близка к распределению всемирной истории на традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Одна из причин этого заключается в том, что в основу периодизации положено развитие орудий труда.

Близкой к концепции Ростоу является теория информационного общества американского социолога и философа Олвин Тоффлер (род. 1928). Тоффлер считает, что историческая эволюция не может иметь линейного характера, она осуществляется через конфликты с определенной периодичностью. Социальное развитие происходит через взаимодействие четырех сфер: техно-, социо-, инфо-и Психосфера, но определяющую роль играет первая. Сейчас мир находится под влиянием третьей волны технологических и социальных трансформаций. В отличие от индустриального общества, главной движущей силой исторического процесса становится информация, творчество и интеллектуальная технология.



Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии