В античной философии бытовало мнение, что общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идет от "золотого века» до «серебряного» и от него - к «железного». В библейской традиции этот взгляд отразился в трактовке Всемирного потопа как Божьего наказания.
Интересно, что в повседневной практической сознания подобная позиция, когда прошлое вспоминается в радужных тонах, очень распространена.
Одним из первых древнегреческих философов, которые выразили эту идею, был Посидоний (II - I вв. До н.э.). Опираясь на мнение древнегреческого поэта Гесиода о «золотом веке» человечества, высказанную в поэме «Труды и дни», и концепцию культуры, развитую Демокритом, Эпикуром и Лукрецием Каром, он обосновал положение о том, что развитие ремесел, наук и искусств приводит к моральному падение общества.
Правда, у Гесиода в другой поэме - «Теогонии» - прослеживается совсем другой мотив. Всемирная история здесь начинается с бесформенных стихий и их порождений, а заканчивается отстранением от мировой власти Кроноса с его братьями из-за их неразумную упорство и эгоизм и царствованием Зевса. У Гесиода даже имеющийся избирательный мотив, поскольку владыкой мирового царства Зевс становится результате выборов среди богов. Зевс, по Гесиоду, является олицетворением мирового разума и воли, он побеждает неразумные и стихийные силы титанов и является родоначальником олимпийских богов и земных героев - победителей страшных земных стихий и учредителей общего разумного порядка.
Как примирить две взаимоисключающие тенденции? Во всяком случае, одна гесиодивська концепция говорит о всеобщем падении; другая - о победе разума над неразумными стихиями и торжество благоустроенного Космоса над безличным и дисгармоничным Хаосом.
В античности появилось и другая трактовка исторического процесса, основы которого заложил Гераклит. Его идея «пульсации» истории как вечного огня, которое то угасает, то разгорается с новой силой, фактически стала исторически первой из так называемых «теорий круговорота».
В античных философов все движется, но в конце концов все и покоится в пределах одной космической шароподибности. Те же небесные светила с идеальной закономерностью восходят и заходят на небосклоне. Та же картина мира существует здесь везде и всегда, все индивидуальное, все личное и, вообще, все оформлено, или творячись, или разрушаясь, вечно возвращается к самому себе, и от этого вечного круговорота оно ничего не получает нового.
Здесь перед нами не что иное, как идея вечного возвращения, многократно дебетувалася в новой и новейшей философии, но какая именно в анти-чности была представлена в наиболее очевидном и бесспорном виде. Античное понимание историзма основывается на этом вечном круговороте небосвода, т.е. тяготеет к тому типу историзма, называется естественным историзмом. Здесь сама природа является моделью для истории, а не наоборот. Авторами теорий круговорота были Платон и Аристотель.