Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В античной философии бытовало мнение, что общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идет от "золотого века» до «серебряного» и от него - к «железного». В библейской традиции этот взгляд отразился в трактовке Всемирного потопа как Божьего наказания.

Интересно, что в повседневной практической сознания подобная позиция, когда прошлое вспоминается в радужных тонах, очень распространена.

Одним из первых древнегреческих философов, которые выразили эту идею, был Посидоний (II - I вв. До н.э.). Опираясь на мнение древнегреческого поэта Гесиода о «золотом веке» человечества, высказанную в поэме «Труды и дни», и концепцию культуры, развитую Демокритом, Эпикуром и Лукрецием Каром, он обосновал положение о том, что развитие ремесел, наук и искусств приводит к моральному падение общества.

Правда, у Гесиода в другой поэме - «Теогонии» - прослеживается совсем другой мотив. Всемирная история здесь начинается с бесформенных стихий и их порождений, а заканчивается отстранением от мировой власти Кроноса с его братьями из-за их неразумную упорство и эгоизм и царствованием Зевса. У Гесиода даже имеющийся избирательный мотив, поскольку владыкой мирового царства Зевс становится результате выборов среди богов. Зевс, по Гесиоду, является олицетворением мирового разума и воли, он побеждает неразумные и стихийные силы титанов и является родоначальником олимпийских богов и земных героев - победителей страшных земных стихий и учредителей общего разумного порядка.

Как примирить две взаимоисключающие тенденции? Во всяком случае, одна гесиодивська концепция говорит о всеобщем падении; другая - о победе разума над неразумными стихиями и торжество благоустроенного Космоса над безличным и дисгармоничным Хаосом.

В античности появилось и другая трактовка исторического процесса, основы которого заложил Гераклит. Его идея «пульсации» истории как вечного огня, которое то угасает, то разгорается с новой силой, фактически стала исторически первой из так называемых «теорий круговорота».

В античных философов все движется, но в конце концов все и покоится в пределах одной космической шароподибности. Те же небесные светила с идеальной закономерностью восходят и заходят на небосклоне. Та же картина мира существует здесь везде и всегда, все индивидуальное, все личное и, вообще, все оформлено, или творячись, или разрушаясь, вечно возвращается к самому себе, и от этого вечного круговорота оно ничего не получает нового.

Здесь перед нами не что иное, как идея вечного возвращения, многократно дебетувалася в новой и новейшей философии, но какая именно в анти-чности была представлена в наиболее очевидном и бесспорном виде. Античное понимание историзма основывается на этом вечном круговороте небосвода, т.е. тяготеет к тому типу историзма, называется естественным историзмом. Здесь сама природа является моделью для истории, а не наоборот. Авторами теорий круговорота были Платон и Аристотель.



Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии