Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Из всех работ немецкого философа Иммануила Канта (1724 - 1804), о философии истории, наиболее полное отражение историческая тема нашла в сочинении «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». Философ четко проводит мысль о зависимости человеческих поступков и исторических действий от общих законов природы.

 

«Какое бы понятие мы не составили себе с метафизической точки зрения о свободе воли, - отмечает И. Кант, - необходимо, однако, признать, что проявление воли, человеческие поступки, подобно любому другому явлению природы, определяются общими законами природы. История, которая заключается в изучении этих проявлений, как бы глубоко ни были скрыты их причины, позволяет думать, что если бы она рассматривала действия свободы человеческой воли в совокупности, то могла бы открыть закономерный ход, и то, что кажется запутанным и не поддается правилам в отдельных людей, можно было бы признать отношении всего рода человеческого как неизменно поступательное, хотя и медленный, развитие его первичных задатков ».

Далее философ еще убедительнее утверждает естественную обоснованность исторического процесса: «... Поскольку нельзя допускать в людей и в совокупности их поступков какую-нибудь разумную собственную цель, нужно попытаться открыть в этом бессмысленном ходе человеческих дел цель природы, на основании которой у существ, действующих без собственного плана, все же была бы возможна история согласно определенному плану природы ».

И. Кант предполагал, что «когда-нибудь, не очень быстро, человеческий род достигнет, наконец, такого состояния, когда все его природные задатки смогут полностью развиться и его назначение на земле будет выполнено».

Фундаментальный вклад в обоснование идеи прогресса принадлежит Г. Гегелю. Его «философия истории» посвящена раскрытию объективного духа на той его стадии, когда он, пройдя этнические границы, охватывает всемирную историю.

Центральным положением гегелевской философии истории есть мнение, что в истории господствует разум. «Но единственной мыслью, - отмечает философ, - что привносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум господствует в мире, так что и всемирно-исторический процесс про-вался разумно. Это убеждение и понимание являются предпосылкой по истории как таковой вообще ... ».

По Гегелю, дух разворачивается как в природе, так и в истории человечества, где он, в познании с субстанционального вообще превращается в субстанциональное в истории. Сущность духа есть деятельность. Дух и субъект, и объект одновременно. Как субъект он создает объект познается им самим. Познавая себя, он приходит к себе, становясь свободным духом.

Итак, история - это развитие понятия свободы, прогресс свободы, который мы должны познать. Когда дух до конца познает себя в своем объекте, история завершается.

Гегель выдвигает на первый план деятельную природу духа, творящего себя как дух того или иного народа. История этих народов являются ступенями, составляющих последовательные эпохи всемирной истории. Степени отличаются друг от друга уровнем нравственности, совершенствованием государственности, а также искусством, религией, философией, обусловленными духом народа. В природе происходит только коловорот предметов и явлений, то есть не возникает ничего нового. В человеческом же истории постоянно происходят изменения, позволяющие рассматривать ее как поступательное движение, ведет к прогрессу.

Географический фактор, по Гегелю, является фоном, на котором разворачиваются исторические события. Мировой дух через народный дух прослеживается в разумной деятельности индивидуума. Через индивидуумов проявляется активная, деятельная природа самого духа. Каждый индивид - сын своего народа, потому что он прежде всего представляет его дух, участвует в его творческой деятельности.

Философ делит людей на две категории. Одни, преследуя свои частные цели, создают необходимые для жизни государства и народа условия, другие (Гегель их называет всемирно-историческими личностями) - отдают свою жизнь, энергию и ум во имя достижения общественного блага.

Отметим, что философ в своеобразной форме изложения через развитие объективного духа сумел вобрать в свое учение все ценное, что было накоплено предшествующим развитием философии истории. Его идеи той или иной мере дали толчок дальнейшему развитию теоретической формы исторического знания.

Диалектический метод Гегеля дал ему возможность глубоко проникнуть в суть проблемы происхождения, развития и исчезновения народов. «Таким образом действует дух народа, - отмечает философ, - он есть определенный дух, создает из себя имеющийся действительный мир, что теперь держится и существует в своей религии, в своем культе, в своих обычаях, в своем государственном устройстве и в своих политических законах, во всех своих учреждениях, в своих действиях и делах. Это его дело - это этот народ. Народы суть то, чем оказываются их действия ».

Пожалуй, никто из философов так полно не воспользовался философией Гегеля, как его ученики Карз Маркс и Фридрих Энгельс при разработке своей материалистической философии. Примененный ими в развитие общества метод они назвали материалистическим пониманием истории, историческим материализмом.

Из разных областей общественной жизни К. Маркс выделил экономическую, а из всех общественных отношений - производственные. Это дало ему возможность обосновать свою основную идею в историческом материализме - идею о естественно-историческое развитие общества.

В предисловии «К критике политической экономии» К. Маркс писал: «Общий результат, к которому я пришел и который служил потом ке-ровной нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной степени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, ре-альной базис, на котором поднимаются юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание ». С развитием базиса прогрессирует и надстройка.



Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии