Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Один из основоположников экзистенциализма немецкий философ Карл Ясперс на основе своей философской концепции попытался истолковать источники и смысл истории. Подлинная философия, по Ясперсу, это процесс философствования, не ограничен ни определенным предметом, ни выбором метода.

Философия дает человеку ориентиры в мире. Она освещает экзистенцию, т.е. первооснову всего - сущее, и приближает сознание человека, его индивидуальную душу к трансценденции, к сверхличностным духа. Приближение к пределу потустороннего, где находится сущее, его осознание и есть свобода. Она наступает в пограничной ситуации, например, смерти.

Результат философствования в Ясперса - философская вера, является продуктом мышления, в то время как религиозная вера основана на откровении.

В работе «Истоки истории и ее цель» Ясперс пытается осмыслить мировой исторический процесс с позиции своей философской концепции, прежде философской веры. Для него историческое бытие человечества - единое целое, будто вращается вокруг непрерывного времени.

Для того, чтобы передать мысль о единстве исторического процесса, он выводит понятие «осевого времени». Это время начался, по мнению философа, с момента появления на Земле человека современного типа, становление которой в духовном смысле происходило между 800 и 200 гг до н.э.

«Ось мировой истории, - отмечает Ясперс, - если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, которые позволили человеку стать таким, какой он есть: где с поразительной плодовитостью шло такое формирование человеческого бытия, не-зависимо от определенного религиозного содержания могло стать настолько убедительным - если не своей эмпирической неопровержимостью, то, во всяком случае, некоторой эмпирической основой для Запада, для Азии, для всех людей вообще, - что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости ».

Истоки и цель истории в учении Ясперса сочетаются. Истоки - в «сознания», а цель - в «вечном царстве душ». История это процесс между истоками и целью. «Осевое время, - утверждает философ, - служит ферментом, что связывает человечество в рамках единой философии». Народы разделяются по своему отношению к «большому прорыву осевого времени».

Осевые народы - это китайцы, индийцы, иранцы, иудеи и греки, другие - народы, не знавшие прорыва. Осевое время - промежуточная фаза между двумя эпохами великих империй. С эпохи осевого времени до наших дней прошло два тысячелетия. История человечества продвигается к новому «осевого времени», породит настоящую историю единого человечества и приведет к торжеству свободы.

Ясперс ставит вопрос о единстве неменяющейся сущности человека (единство высшего порядка), только и создает возможность понимания людьми друг друга и связывает их.

Рассматривая различные виды единства, философ приходит к выводу: единство - смысл и цель истории. Здесь К. Ясперс ставит важную проблему единства человечества через сущность человека, но человек - представитель этноса. Итак, единство осуществляется от человека через свой народ к человечеству.

В XIX в. со своими неординарными взглядами на развитие общества выступили такие философы, как французский позитивист Огюст Конт (1798 - 1857) и немецкий иррационалисты Фридрих Ницше (1844 - 1900), которые оказали большое влияние на развитие западной философии истории. В своем шеститомное «Курсе позитивной философии», а также в сочинении «Дух позитивной философии" »Конт, отвергая« метафизику »в описании природных и общественных явлений, стремился ответить на вопрос, как они происходят, а не почему крюк они происходят и не представляющих собой в своей сущности.

Стремясь свести общественные явления к физическим, Конт пытался создать единое учения о мире. Для этой цели, занимаясь клас-кации наук, «иерархию основных наук» он построил следующим образом: Каждая последующая наука вытекает из предыдущей, но не сводится к ней, потому что содержит нечто такое, чего нет в той науки, на которой она основывается, утверждал Конт.

Ф. Ницше - один из основоположников «философии жизни», толкование общественно-исторического процесса через понятие жизни как абсолютного и бесконечного начала мира, имеющая творческую активность. На основе положения, что мир есть воля к власти, которая воплощается в сверхчеловеки-нет, Ницше создал общую концепцию волюнтаризма. Он отрицает развитие как в природе, так и в обществе. Жизнь, будучи всепоглинальною категорией, является вечное движение, что философ обозначает понятием «становления». Все процессы духовного и физического жизни в своем постоянном течении появляются как различные модусы действия воли к власти. Учение Ницше возникло как противодействие механистическому взгляду на мир, утверждал поступательное развитие в социально-экономической и научно-технической сферах. Отрицание последнего привело Ницше к отрицанию прогресса. Однако положительным в философии Ницше является его стремление найти творчески деятельное начало как причину всего сущего, т.е. бытия.

Карл Поппер (1902 - 1993) также отвергает исторический прогресс. В своем исследовании «Открытое общество и его враги» мыслитель определяет метод Маркса как социологический детерминизм, а его социальную философию как историцизм. Свой собственный подход мыслитель характеризует как антиисторицизм. Он отвергает существование каких-либо универсальных исторических законов, цель и смысл истории, а также «единую историю человечества». «Историцизм - это бедный метод, который не дает результатов», - отмечает Поппер в книге «нищеты историцизма».

Антиисторицизм Поппера раз и нашел свое отражение в отвержении исторического прогресса. Поппер объясняет его как движение к определенной цели, которая существует для людей, но не для самой истории. Поэтому прогрессировать могут человеческие индивиды, которые защищают демократические институты, от которых зависит свобода.

Что касается истории, то ее можно рассматривать одновременно как прогресс (например, борьба с рабством) и как регресс (угнетение белой расой чернокожих). Итак, Поппер делает вывод, что объективных критериев прогресса не существует, а самый прогресс отождествляет с провиденциализмом.

Известный французский интеллектуал Раймон Арон (1905 - 1983) также считает, что исторический процесс не детерминирован извне, не ориентирован заранее к какой-либо цели. Он остается свободным и зависимым исключительно от деятельности людей, их воли и произвола. Этим обусловлено его неприятие любого мессианства, а также недоверие к идеологий. Его релятивистская концепция истории связана с идеей разума, заимствованной у Канта. Согласно концепции Арона, Разум является единственной человеческой возможностью упорядочить свое осознание мира и изменить самый этот мир.

Следовательно, значительная часть современных философов считает, что у исторического процесса нет и не может быть цели. Цель ставит перед собой и обществом человек. Согласно этой цели она определяет для себя и смысл истории.



Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии