Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Как форма выделения человека из природы, олицетворяет выход за пределы естественной детерминации в свободу и творчество, в обуздание чисто природных инстинктов (воспитанность), в состояние нравственности, культура накапливает информацию, которая программирует общественный прогресс.

 

Эта информация или опыт частично может осознаваться людьми, но чаще она функционирует как общественное подсознательное. Ее передачи следующим поколениям возможно только благодаря ее закреплению в знаковых систе-мах. Учитывая это обстоятельство, культуру можно интерпретировать как текст, применяя к ее осмыслению процедуры рефлексии, понимания (герменевтики), сравнение, структурного и лингвистического анализа.

«Вторая природа» является системой знаков, своеобразным языком, в которой закрепляется опыт. Скажем, предметы материальной культуры просто не могут противопоставляться сугубо духовным артефактам. Различение «двух» культур теряет смысл, если учесть, что те же материальные орудия труда вне своей предметностью имеют более глубокие духовные наслоения. Для первобытного человека микроскоп - это вещь, которой можно разбивать орехи, или, в лучшем случае, забивать гвозди. Для современной - это еще и оптическая теория, знания об объектах, наблюдаемые с микроскопом, методы его использования.

Предметы материальной культуры выполняют двойную роль. С одной стороны, они служат практическим целям, с другой - являются средствами хранения и трансляции общественно-значимой информации. Только в своей второй функции они феноменами культуры.

Программы деятельности, поведения и общения, представленные ба-гатоманитнистю культурных феноменов, имеют сложную иерархическую строение. Назовем главные уровне программ, закрепленных в феноменах культурной среды.

Первый - реликтовые программы - остатки древних культур, которые продолжают жить и влиять на людей. В нашем поведении мы, не задумываясь, следуем многочисленные мифологемы, пересуды, стереотипы. Мы имеем в себе программы поведения, которые сложились еще в доисторические эпохи и потеряли ценность для достижения успеха в современных практических действиях. Хотя ...

Второй уровень - это программы поведения, деятельности, общения, которые обеспечивают сегодняшнее воспроизведения того или иного типа общества.

Третий уровень закрепленных в культурных феноменах программ - это программы общественной жизни, адресованные в будущее. Здесь проявляется уникальная функция культуры - генерирование ею проектов будущего на основе внутреннего оперирования знаковыми системами, осуществляется через индивидуальные размышления людей.

Информационно-программная составляющая культуры является системно организованной. Организующей матрицей культурного опыта является мировоззрение. Благодаря мировоззренческим универсалиям, или категориям, культура «пакует» конкретно-исторические представления людей. Таких «пакетов» достаточно много: 1) представление о пространственной локализации (границы жизненного пространства первоначального островитянин и современного космополита - жителя Вселенной) 2) представление о временные координаты бытия, определенной культуры и ее носителей, 3) представление о корнях и условия воссоздание культурного бытия; 4) представление о главных опасности - угрозы бытию культуры; 5) представление о хорошо и плохо, достойное и недостойное культурного человека, 6) представления о предметах веры, надежды, любви, 7) представление о направлениях движения культуры, к которым стоит присоединиться и которым нужно противостоять и мн.

Из материала темы 1 мы знаем, что образовательное, воспитательное, познавательное и трудовое приобщение к культуре совпадает с социализацией личности. Социализация всегда была насилием над индивидом. Это действительно «минус» окультуривания. Но представим индивида, этом «насилие» не подлежал. Да, он будет самобытным, но только в своем невежестве. Он может отрицать общественные воздействия на него, но его собственные контрвпливы также будут отрицаться. Потому что в обществе принимаются только те новации, те влияния, которые обеспечены следственным и наследственным связи с предыдущими. А почвой преемственности между существующими традициями и самобытными новациями, свободными от простоватого невежества, всегда была окультуренисть настоящего новатора. Поэтому нужно пройти и через давление культурной социализации, чтобы достойно отрицать авторитеты прошлого.



Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии