Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Специфика философского осмысления культуры: рефлексия, герменевтика, компаративистика, структурализм и лингвистический анализ.

Как было отмечено, разделение культуры на материальную и духовную слишком идеализированным.

Культура, в которых бы феноменах она не была обнаружена (материальные изделия, орудия труда, произведения искусства, моральные заповеди, теории, тексты и т.д.), - это прежде всего информационно-программная духовная составляющая материально-знаряддевих, художественных, текстовых произведений.

Как же осмысливать культуру в ее сущностном духовном измерении? Ведь измерение это, слишком очевидно, имеет самое непостижимую чувствами, химическими анализами, физическими опытами свою принципиально метафизическую и диалектическую природу. Какие существуют методы философского осмысления культуры, делают философию культуры разделом философии?

Первый метод философского осмысления культуры - рефлексия - это стремление к окончательной осознанности своих действий, то есть настрой на выявление смысла событий и их связи между собой. В широком смысле смысл является мерой добавления человека к определенным явлениям, событиям, ситуациям. В специальном (узком) смысле, смысл - это и полная информация, которая нужна для выделения предмета исследования по Универсума.

 Рефлексия начинается с удивления, из которого рождается дух философствования. В результате перед человеком открывается перспектива бесконечности целого (мира), возможность стремиться к его пониманию. Итак, познавать не только умом, но и чувством (сердцем). Рефлексия - это способность не просто узнать, а познать самого себя, не просто знать, а знать, что знать.

 Задача философии заключается в том, чтобы решить проблему обоснования ценностей. Она призвана объяснить, почему нужно от-дать предпочтение одним ценностям перед другими, задавая человеку тем самым четкие критерии выбора. Ведь перед человеком постоянно возникают вопросы: что является основой культурных ценностей? Чем заданные универсалии культуры? Для чего живет человек? Для ответа на эти вопросы философия использует знания, которое получается благодаря рефлексии. Она стремится объективного значения очевидной действительности, которую переживает субъект. Если наука оценивает действительность с позиции «что есть», то философия - «что должно быть». В результате философия является главным хранителем идеалов культуры, сферы свободной самореализации личности. Философия познает человека через осмысление полученных в процессе личного опыта данных о свободе, ответственность, ценности и условия, в которых они сложились. Такой подход превращает человека из «социального субъекта» на личность, не ставит под угрозу ее существование. Универсалы культуры в рамках философского анализа превращаются в своеобразные идеальные объекты, с которыми уже можно проводить особые мысленные эксперименты. Таким образом формируются новые категориальные смыслы. Они выходят за рамки мировоззренческих основ культуры, исторически сложившиеся и «вплелись» в ткань имеющейся социальной действительности. Здесь и реализуется основное предназначение философии: понять не только, который в своих глубинных основах имеющийся человеческий мир, но и каким он может быть.

Второй - герменевтика - метод философствования, центром которого является толкование, понимание текстов. Предметом зачастую является текст, его понимание, истолкование, интерпретация. Главный вопрос герменевтики можно сформулировать в двух вариантах: как возможно понимание и как устроено то бытие, сущность которого заключается в понимании. Главный тезис: существовать - значит быть понятым, где понимание является средством бытия человека в мире.

Фундаментальными понятиями герменевтики является понятие герменевтического круга и герменевтичного треугольника. В понятии герменевтического круга выраженная особенность понимание циклического характера. Для понимания всего текста необходимо понимание его частей, но понимание частей невозможно без понимания целого. Задача герменевтического треугольника - выяснить сложные взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем - интерпретатором текста. Герменевтика возникает вместе с возникновением так называемых герменевтических ситуаций, связанных с пониманием, толкованием. Формирование речи, возникновение письменности стимулировало развитие герменевтического метода, актуализировало проблему понимания.

Необходимым условием понимания является сходство и различие автора и читателя. Если автор и читатель абсолютно «родные», то не нужно ни герменевтики, если же они отличаются - герменевтика невозможна. Средой понимания является язык, речевое общение. Человек зависит от языка, с ее помощью учится говорить, мыслить. Язык как общее определяет человека как индивидуальное, но и язык зависит от человека, который ее создает и модифицирует. Именно здесь и нужна герменев-тика - философия понимания, в которой понимание является средством бытия человека в мире.

Настоящая философия должна иметь онтологическую ориентацию и начинать исследование по выяснению условий существования человека. Существование человека неразрывно связано с переживанием им своего бытия, которое проявляется в наличии «опыта мира». Г.Г. Гадамер считает, что го-ных механизмы формирования «опыта мира» заложено в языке. Только в языке открывается истина бытия. Язык - это то, что конструирует мир человека, определяет способ человеческого «в-мире-бытия». Открывая себя в мире, человек изначально опирается на главную форму дорефлексивного освоения мира - авторитет (традицию). Авторитет, с отрицательной стороны - это подчинение другому, отречение своего ума, а с позитив-ного - осознание того, что эта личность превосходит нас умом и остротой суждений. Человек всегда правильно выбирает себе авторитет, который лежит в основе традиции. Итак, человеческая деятельность, в том числе и теоретико-познавательная, укоренена в традиции и без них невозможна. Субъект всегда определен местом и временем, то есть той ситуацией, в которой находится. Благодаря историчности традиционные проблемы будут иметь совсем другой вид. Истина будет разбираться реальной, «исторической» человеком, поэтому составлять не характеристику познания, а характеристику бытия человека. И как «небезразлична человеку», как укоренившаяся в ее традиции, она и является правдой. Человек не может существовать без правды, и пока она живет - живет в правде. Лучший способ выявления «истинного бытия», т.е. правды - искусство. Итак, герменевтика является онтологией понимания, она ограничивает принцип рефлексии принципом понимания, первоначальной онтологическую реальность принимает человека как бытие в языке.

Третий метод - компаративистика - сравнительно-исторический метод философского осмысления культуры. Из всех достижений культуры, созданных людьми, нужно выделить только то, в чем глубинные качества и возможности человека оказались с максимальной степенью полноты, совершенства и выразительности. Здесь уже речь идет не просто о ценности и способы деятельности, а о выводе человеческой деятельности и самого человека на определенную при данных обстоятельствах предельную границу своих возможностей как интеллектуального, так и материально-деятельного плана. С этой признаку культура не подлежит никаким сравнением и оценкам в плане прогресса или регресса: здесь достигается максимально возможное на этот мо-мент, в этих обстоятельствах, и поэтому все такие достижения становятся вечными и несравненными. Поэтому этот метод можно считать решающим, поскольку во всем созданном людьми мы ищем именно этого - непревзойденного, выразительного, незаменимого. В ракурсе этого метода осмысления мы можем понять, почему никакие обновления или восстановления никогда не смогут компенсировать истинных культурных потерь; в лучшем случае они могут способствовать актуализации культурно-исторической памяти, быть поучительными, однако - лишь макетами или муляжами настоящих культурных произведений. Не нужно забывать, что в культуру включаются способы сохранения, распределения и использования культурных ценностей. Понятно, что за этим не может быть и речи о нормальном культурно-исторический процесс: использование культуры также должно быть культурным.

Четвертый метод - структурализм и лингвистический анализ - это направления в социогуманитарной познании XX в., Связанные с выявлением структуры, т.е. совокупности отношений между элементами целого, которые сохраняют свою устойчивость при всех преобразованиях и изменениях. При таком подходе изучаемое явление или процесс рассматривают как целостную систему, состоящую из различных подсистем, что, сохраняя свою индивидуальность, не теряют своей связи с целым. Суть философского структурализма заключается в идее о том, что основу культурных объектов образует структура, понимаемая как совокупность связей и отношений, которые объединяют элементы. Эти элементы являются безличными, непосредственно не наблюдаются, инвариантные, поэтому остаются неизменными, хотя их проявления разнообразны и изменчивы. Структурализм - это так называемый лингвистический поворот в философии середины XX в., Согласно которому исходным объектом философского анализа стала речь, предметом философских страстей - языковые структуры. Поиск структур философия осуществляет в различных областях культуры - языке, литературе, различных социальных установках, в истории идей, искусстве, явлениях массовой культуры, мифологии и т.п.. Выявление структур свойственно философском познанию, поскольку оно, раскрывая связи и отношения, всегда имеет дело с определенным системно-структурным образованием, но в структурализме этот прием выведены в основной метод.

Так, представитель структурализма Леви-Стросс считает, что бинарность является принципом организации культуры как таковой, поскольку само бытие изначально противоречиво. Первобытные общества, в отличие от современных, сохранили способ гармоничного сочетания противоречий, которые он называет надрационализмом. Это свойственно мифа сочетание рационального и чувственного первооснов, при которых происходит опосредование противоречий. Бессознательные структуры ума, дала природа, бинарные. Су-ного человеку нужно понять поверхностность и ограниченность рационализма, осознать свою природу и воспроизвести утраченную гармонию противоположностей. Структурализм рассматривает именно миф и язык фундаментальной основами коллективного сознания, которая делает устойчивыми все социальные структуры. Структурализм как научный метод продуктивно используется в лингвистике и других гуманитарных науках. С помощью этого метода было исследовано системы родственных отношений, тотемизм, ритуалы, мифы и другие явления жизни первобытных племен. Новые результаты были получены в литературоведении, истории культуры. Структурализм рассматривает важный вопрос ментальных структур, которые воплощают коллективное, бессознательное и проявляют единство мышления первобытного и современного человека. Это очень важно сейчас для поиска широких обобщений, универсалий и общих схем мыслительной деятельности на основе выявления глубинных структур современной философской мысли, в которой наблюдается очевидный акцент на рассмотрении определяющего влияния человеческого фактора.

Вследствие использования этих методов философского осмысления культуры мы получаем целостный образ культуры в системе мировых реалий. Человек, который мыслит по-философски, представляет мир как целое, что позволяет определить основные тенденции его развития, а также соотнести свою жизнь с этими тенденциями и понять свое место в этом развитии.

О философии культуры можно говорить в различных аспектах. Можно требовать от нее, как это делает В. Виндельбанд, означен-ния идеала будущей культуры или обоснование общезначимой нормы, что даст нам возможность оценить существующее положение культуры, в этом случае мы ожидаем от философии культуры проекта идеальной или заданной культуры. Можно, впрочем, ограничить задачи философии культуры к осознанию определенной культуры, к чисто позитивистского и равнодушного принятия исторически «наличного» как такового; основанием для такого взгляда есть замкнутость горизонта только эмпирическим миром. Сосредоточивая внимание на одних фактах, позитивистский культурно-философский анализ, безусловно, не замечает того, что видел, скажем, тонкий обсерватор И. Гете («Я вижу идеи», - говорил он), лишая себя возможности представить законы, открывающиеся созерцанию через феномены, немецкий писатель назвал першофеноменамы. Истинной философией, достойной своего имени, философия культуры лишь в том случае, если мы попытаемся найти те засадные структуры, которые присущи культурном творчестве в вневременной, надэмпирическую сути человеческого духа. Философское проявляется в том, что с позиций самой культуры следует осмыслить границу наглядного и скрытого, явления и сущности и определить по этой грани собственные возможности и задачи. Причем речь идет не о вдохновении, являющейся частной собственностью «гениев», а о том, чего можно и нужно научиться. Поэтому философия культуры является не столько возведением здания культуры и научным изучением этого сооружения, сколько выяснением того, каковы основы возможной здания.

Философия культуры - это совокупность актуальных и потенциальных философских предпосылок анализа культуры, концептуализация сущности и значения культуры как предмета особого, специфически философского рассмотрения и истолкования.



Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии