В широком, философском смысле, культура по своему масштабу возникает соразмерно с основными формами бытия - человеком, обществом, природой. Первая форма бытия - природа - это наличное бытие материи, реальность ее конкретного существования.
Вторая форма - общество - небиологического способ связи людей в их совместной жизни и деятельности. Третья форма - человек, которая синтезирует в своем реальном существовании и поведении природные и общественные закономерности и является той воплощенной единством природы и общества, стала носителем четвертой формы бытия - культуры. Поскольку человек связывает в одно неделимое целое природу и общество, она становится центральным звеном в цепи основных форм бытия: общество-человек-природа. Вследствие деятельности человек породила четвертая форма бытия - культуру. В философском анализе культура предстает, соответственно, как такая форма бытия, включает:
- Качества самого человека как субъекта деятельности;
- Те способы деятельности, не являются врожденными, которые человек приобретает;
- Разнообразие предметов, которые становятся «второй природой», опредмечивания «первой» природы, инобытием человека;
- Вторичные способы деятельности, которые служат уже не опредмечивания, а розпредмеченню тех человеческих качеств, которые хранятся в предметном бытии культуры;
- Другая роль человека, в процессе розпредмечування растет, меняется, обогащается - становится продуктом культуры;
- Связь процессов опредмечивания и розпредмечування с человеческим общением как особым аспектом человеческой деятельности.
Так замыкается круг культуры - ее движение от человека к человеку. Если развернуть эту схему в исторической плоскости, круг превращается в спираль, ибо каждое новое поколение усваивает и умножает предшествующую культуру. Следовательно, культура - это целостная система, процесс, который начинается в человеке и в ней же завершается, чтобы снова начаться на новом витке спирали.
Рассмотрим подробнее онтологический статус культуры в ее соотношении с основными составляющими бытия.
Оппозиция культура / природа исходной в осознании культуры как специфической формы бытия и чрезвычайно важной, поскольку сегодня речь идет об эпохе «экологического кризиса», возникшей вследствие эгоистического потребительского - отношение человека к природе.