Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Культура придает природным явлениям определенной ценности, превращая их в «вторую природу» - материальную, духовную, художественную. В ней также по-особенному проявляются такие философские понятия, как пространство и время.

Ведь жизнь человеческого духа имеет лишь временное измерение и не измеряется пространством. Если качества пространства человек находит вне себя, то время имеет экзистенциальное значение, находится внутри человечества, которое стремится преодолевать только через искусство и культуру.

Культура также способна влиять на природные особенности человека. Так, ее зрение слух, тактильные качества в процессе жизнедеятельности становятся инструментом и одновременно продукт культуры. их организационно-информационные функции приобретают многоуровневой структуры: биофизический, психологический, социально-психологический, эстетический, мировоззренческий уровне. Три последних можно объединить под общим понятием «культурные».

Философия культуры рассматривает жизненный цикл человека через три основные фазы - овладение культурой, создание культуры и передачи культуры. Она учитывает широкий спектр вариативности в каждой фазе содержания, возрастных, социальных, половых, национальных, профессиональных них, интеллектуально-образовательных особенностей, влияющих на формирование соотношений природа / культура.

Для понимания соотношений культура / общество следует также обратиться до трех уровней (материального, духовного, научного), различных сфер и исторических этапов их проявления. Практика культуры в этом случае возвращена к обществу организационно-коммуникативной деятельностью, она создает форму для того содержания, которое имеет в себе определенное общество. Поэтому общественные социальные организации одновременно принадлежат обществу и культуре.

А уровень материальной практики является базовым и выражается во взаимодействии общественно-экономических и политико - правовых отношений, образующих общество, с активностью культуры, создает для этих отношений конкретные организационные структуры.

Общественные отношения становятся содержательным наполнением всех социальных институтов, культура же - оформлением этого содержания в процессе творческой целенаправленной деятельности людей. Поэтому соотношение культура / общество могут быть рассмотрены в категориальных системах «содержание-форма», «внутреннее-внешнее», «инвариантное-вариативное».

Обычно организационную сторону общественной жизни не рассматривается как культурный феномен, однако все социальные институты являются результатом объединения усилий общества и культуры. Они образуют культурные способы опредмечивания общественных отношений.

Взаимной потребности и взаимодействие культуры и общества обозначают через понятие «социокультурное».

Культура необходима человеческому обществу с первых шагов его существования. Люди научились создавать особый тип предметной реальности - различные объединения, союзы, организации - от родовых, племенных, религиозных до научных, просветительских, худож-них, - деятельность которых обеспечивалась не врожденными человеческими инстинктами, а приобретенными знаниями, умениями, убеждениями в процессе жизнедеятельности. В начале это происходило стихийно, путем проб и ошибок, но постепенно приобретало сознательных рис, ведь культура как сверхъестественная, надбиологична сила имеет в своей основе осознанные действия. И уровень такой осознанности является показателем уровня культуры любого общественного объединения или отдельной личности. Материально-практический уровень отношений культуры и общества проявляется именно этой организационно-институциональной формой их бытия. Мир вещей является внешним по отношению к человеку, а общественные организации - это опредмеченная форма человеческих отношений, не столько продукт деятельности людей, сколько форма объективации самой человеческой деятельности. Именно поэтому социально-организационная культура охватывает всю жизнь общества, всю полноту общественных отношений и по масштабу в равной обществу.

Изменение социально-организационной предметности культуры зависит от динамики оформляемых ею общественных отношений, поэтому развитие этой стороны культуры был и остается детерминированным процессом, изменяется под влиянием прогресса.

При единстве технической культуры человечества социально-организационная культура оказывается структурно многообразной, формирует разнообразные субкультуры. Так, например, в средневековой европейской культуре различают по крайней мере четыре культурные пласты: крестьянский, религиозный, светский, бюргерский.

Итак, отношения между обществом и культурой как двумя гранями целостной социокультурной реальности составляют взаимодействие, в которой сила каждой стороны может меняться, но обе стороны остаются активными участниками исторического процесса. Культура необходима обществу для пополнения биологической формы регуляции совместной жизни и деятельности людей, а общество нужно культуре для обеспечения их потребности в самоосуществления и развития.

Различными способами и средствами общество придает культуре саму возможность реализоваться в человеческих действиях.

Экономические и политические проблемы каждый раз были проблемами культуры. Впрочем, не только духовные преобразования, но и организационно-политические и технико - экономические изменения становились культурными действиями людей, которые осознали, что не только общество влияет на культуру, но и культура радикально влияет на функционирование общества. Поэтому в нашу жизнь прочно вошли понятия «политическая культура», «правовая культура», «культура производства» и т.д..

Рассматривая духовный аспект отношения культура / общество следует помнить, что человек сравнительно поздно осознала общество как специфическую форму бытия. В частности, общественные отношения лишь косвенно и неосознанно сначала зафиксировались в мифах. И все же отображение структуры общественного бытия является общим законом создание мифа как определенного фантазийного общественного мира. Поскольку искусство много веков жило воспроизведением мифологических сюжетов, оно сохранило этот опосредованный и неосознанный характер отражения общественных отношений, тонко чувствуя их историческую смену. А увольнение реалистического искусства от мифологического или аллегорического мышления сделало его прямым художественным исследованием общества как системы отношений людей.

Теоретическое осмысление законов общественной жизни происходило тремя способами - научным, идеологическим и проекционным. Научное изучение общества начиналось с XVIII в., Когда в Англии происходило становление классической политической экономии, а в философии французских просветителей закладывались основы социологического понимания общества. Идеологическое, т.е. ценностно-осмысливающее исследования различных общественных отношений и связанную с этим «идеологическую построение моделей желаемого общества видим уже у Платона, в христианских теологов, ренессансных утопистов, марксистов и др.. Все эти попытки показывают, что научное изучение общества гораздо сложнее, чем осмысления природных явлений, а влияние человеческих интересов в трактовке общественных процессов гораздо более мощный, чем в познании природных явлений. При этом процесс социальной деятельности, в отличие от технического конструирования, нельзя переделать, скорректировать. Поэтому в выборе теоретической концепции и в практическом ее воплощении решающую роль играет интуиция, является сугубо естественным качеством, а природно-культурной.

В предметном бытии связь общества и культуры, ведет, с одной стороны, к созданию различных социальных институтов, предоставляющих культурных форм общественным отношениям, а с другой - к опредмечивания этих отношений в продуктах духовного и художественного производства, приобретают самостоятельное, отдельного от человека существование в истории человечества.

Что касается углубления проблемы в самом человеке, то общество и культура сочетаются здесь в процессе воспитания личности, делая его двусторонним - одновременно социализацией и культурациею индивида. Условием онтогенеза человека является его природная данность - совокупность врожденных качеств индивида, подлежащих обработке силами общества и культуры. Поэтому человеческая индивидуальность проявляется трехсторонним системой, детерминированной природой, обществом и культурой. В эпоху традиционных (докапиталистических) культур в одном и том же социальной среде видим людей с разным уровнем культуры, был обусловлен не столько индивидуальными, сколько социально-групповыми факторами. Социальное и культурное тут вроде сливались. В буржуазном обществе, колисуспильни (учебные) заведения и сам индивид получили возможность выбора ценностей по культурному наследию, удельный вес индивидуальных особенностей личности растет. Поэтому готовность общественных институтов к индивидуального подхода в процессе воспитания личности свидетельствует об уровне культуры общества.

Соотношение культура / общество должно еще и качественный аспект, в котором можно выделить несколько фаз:

• В первобытном обществе социокультурная реальность только начинала формироваться.

• В раннеклассовых социокультурных системах сформировался диктат общественных отношений над культурой, имевший свои этнические и культурные модификации.

• В буржуазном обществе наблюдается постепенный процесс развития автономии культуры по политической и правовой структуры общества, где основным импульсом стал принцип свободы человеческой деятельности. Сейчас именно культурные факторы часто признают решающими в истории человечества по сравнению с факторами социально-экономическими и социально-политическими.

• В будущем необходим новый тип отношений культура / общество, в котором эти составляющие станут сторонами единого, целостного и гармоничного бытия человечества.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии