Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Рассматривая эту подсистему бытия, нужно учитывать три уровня соотношения культуры и человека. Практический уровень выражается в реальном создании человеком «второй природы» - культурных предметов и процессов, а также реального создания культурой человека, практически-духовный уровень - в мифологическом

, религиозном, художественном осмыслении культурой человека; духовно-теоретический уровень - в изучении культурой человека и человеком культуры (в обыденном сознании, науке, философии и т.п.).

На всех этих уровнях связь человека и культуры оказывается двусторонне - человек творит культуру и культура творит человека и пе-реломлюеться как «непосредственное и опосредованное» - в самом человеке непосредственно, а вне человека в опредмеченных продуктах ее деятельности - опосредованно. Притом нужно учитывать, что исторические изменения соотношения культуры и человека, как самого человека, на протяжении всей истории являются незначительными.

Но само понятие «человек» в соотношении культура / человек нужно рассматривать в различных масштабных планах: общего, особенного и единичного. Действительно, говоря о человеке, подразумевают во-первых, человека «вообще», человечество, во-вторых, определенный тип человека, локализованный во времени и пространстве (первобытный человек, ренессансный человек, европейский человек, белый человек): в-третьих , конкретную личность, отличающаяся от других индивидов, - «я», «ты», «он». Учет этих трех масштабных планов позволяет не подменять их друг другом (например, когда переносят на каждого представителя социальной группы черты, свойственные этой группе в целом, или делают выводы о группе на основе черт отдельных ее представителей). Естественно также, что содержание проблемы культура / человек меняется соответственно каждому модуса бытия человека: культура и человечество, культура и личность, культура и различные исторические или социальные представители человечества (средневековый человек, интеллигент, люмпен, художник и т.п.).

Реальная жизнь человека не программируется, как у животных, на уровне наследственного кода, инстинкта для каждого вида, а должен самостоятельно производить программы деятельности и передавать потомкам через продукты своей деятельности, в которых опредмечен сущностные силы человека. Каждое новое поколение, человек, распредмечивает эти сущностные силы, становясь культурными существами. В начале своей истории человек не отличала себя из мира природы. Для современного ребенка, как и для героя произведения В. Арсеньева «Дерсу Узала», человек, животное, растение - это одно и то же, «только рубашка другой». У взрослых людей такие представления сохранились на уровне метафор обыденного языка (красивая как цветок, окаменеть от ужаса, быстрый как ветер).

Следующий шаг в истории культуры - осознание человеком разницы между живым и неживым при сохранении убеждение в своем сущностном связи с животными (сфинксы, кентавры, русалки, ангелы).

Только на третьей стадии истории культуры человек осознает свою качественное отличие от всех животных. Это отразилось в аристотелевской определении человека как «зоон политикой) и в христианском убеждении, что только человек обладает душой.

При светском, философском, научном подходах к человеку ее телесно-духовное, физико - психическую двусторонность стремился преодолевать дарвинизм, а затем позитивизм с его редукцией «высшего» к «низшему» в человеке, выводил моральную и эстетическое сознание из животных инстинктов, а в элементах биологизации человеческого существования (проявлениях эгоизма, агрессивности, сексуальных инстинктов) видел сущностные качества человека, унаследованные от животных предков.

Но следует всегда помнить, что сущность человеческого бытия включает в себя диалектическое единство социальной и культурной первоосновы. Культура имеет три масштабы согласно философских онтологических уровней «общее-особенное-единичное»: культура как способ ис-ния человечества, культура определенной части человечества, культура отдельной личности. Масштабы культуры определяются также конкретным онтологическим статусом человека. Поэтому реально культура предстает не как культура вообще, а как сочетание ее инвариантных, сущностных черт - как культура нации, сословная культура, культура детства, культура современных политиков и т.п.. Разнообразные субкультуры образуются за внутреннюю разграничением форм человеческой деятельности, по биологическим или социальным признакам, за синтезом биологических и культурных, социальных и культурных признаков («локальные цивилизации О. Шпенглера,« две культуры в каждой национальной культуре », массовая и элитарная культура» ), Следовательно, культура есть многомерным полем различных модификаций, за каждой из них стоит определенный тип человека. Ее реальное бытие - это живая взаимодействие различных субкультур различного масштаба и природы - контактная и дистанционная, синхронная и диахронном.

Срез проблемы «культура и человеческая индивидуальность» впервые поставил Ф. Шлейермахер. Если природная генетика создает необходимые предпосылки для индивидуализации в структуре индивида (телесной, психологической, в характере способностей, дарований), а общество обусловливает возможности их реализации, то культура реализует эти природные и социальные возможности.

Современный уровень научного изучения человека доказывает, что индивид - не «чистая доска», а структурированный самой природой результат взаимодействия наследственности и игры случая, в котором влияние культуры имеющийся по необходимости. Весь жизненный путь личности является результатом сложного пересечения природных и культурных факторов, оказывающих каждого конкретного человека уникальным. Итак, человеческая индивидуальность - это исторический феномен. Первые модели личностного сознания, поведения, творчества видим в античности - от Сократа до Горация, и только христианство приняло каждого человека личностью. Эпоха Возрождения стала первым типом культуры, признала ценность человеческой индивидуальности. Опираясь на исторические общественные доктрины, это всегда будут учитывать в развитии европейской культуры.

Именно культура может искать способы гармонизации отношений личности и сверхчеловеческого начала (природа, социум, культурные традиции).

Исторически меняющееся соотношение культура / человек отображается, образно моделируется в искусстве как способе практически-духовного освоения действительности. Первобытное искусство представляло человека в его всеобщих родовых качествах, скорее как обособленный знак человека, а не определенный образ. Позже оно вело речь о групповые качества человека, которые определяются понятием «особое» (принадлежность к профессиональной деятельности или социальной группы). Проблему индивидуальности как своеобразный прорыв начинают осознавать только в рамках портретной скульптуры или лирической поэзии античного Рима. Но в эпоху средневековья искусство вернулось к воспроизведению типологических структур человека. Даже Возрождения создает обобщенно - идеальную личность, есть особое, а не единичное. Только XVII века стало ценить человеческую индивидуальность как таковую, в частности в портретной живописи, но лишь XIX века в реалистическом художественном направлении пришло к последовательному освобождение образа от идеальных качеств, к выражению общего, типичного через изображение уникального характера. Искусство XX в. продолжило исследования личности в ее неповторимо-уникальных качествах.

Итак, искусство - это уникальный инструмент культуры, способен удваивать единичное существования человека. Законом истории искусства есть движение к все более последовательного художественного выражения уникального в человеке, а законом истории общественного бытия является развитие личностных качеств человека.

Искусство, таким образом, становится тем самым образным самопознанием реального человека, зеркалом, увеличительным стеклом, оно помогает прогнозировать и моделировать индивидуально-неповторимое, уникальное в человеческом бытии. Сейчас наблюдается потребность синтеза теоретического и художественного познания человека. Если теоретическому знанию доступно общее, особенное, но не единичное, то искусство воссоздает реальность в жизненных формах единичного, сквозь которое просвечивает особенное и общее.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии