Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Диалектика - это учение о развитии, сущность которого раскрывается в единстве противоположностей, в социальном контексте - учение о историческую динамику форм общественного развития, культурную эволюцию человечества, развитие идей общественного устройства.



 Диалектическое развитие общества раскрывается на уровне существенных взаимосвязей таких исторических эпох, как, например, Античность и Ренессанс. Общеизвестно, что для эпохи Ренессанса характерно возрождение античного мировоззрения и его синтез с культурным наследием Средних веков. Н. Бердяев в работе «Новое Средневековье» отмечал подобном связи Средневековья и XX века. В рамках современной социальной философии в этом же контексте развивается логика социальных исследований У. Эко, который отмечает совпадении сущностных черт разных социально-исторических эпох, что проявляется как в тенденциях духовного спада или подъема, так и в развитии общественных отношений целом.

 Важным примером диалектического связи социальных идей различных эпох является внимание к утопических концепций общества, которые достаточно широко представлены в XVI - XVII ст. в работах Т. Мора, Т. Кампанеллита Ж. Бодена. В XX веке значительное внимание феномену утопии уделяет К. Мангейм, который в работе «Идеология и утопия» снова актуализирует эту тематику. К тому же в ее контексте обращает внимание и на диалектику веры и разума в социальной жизни, подчеркивая, что в условиях XX века социальное поведение часто определяется мифами и, как следствие, невозможностью принимать самостоятельные решения. Идеологию исследователь рассматривает как продукт синтеза утопии и власти, а пути преодоления искажений общественного мировоззрения видит в восстании этических норм как весомого фактора общественной интеграции.

Важным показателем социокультурного развития является диалектика тоталитарного и либерального общественного устройства. Так, в рамках социального опыта античных обществ можно найти различные варианты организации общественной жизни - от полисной демократии к македонской монархии. Средневековая теократия дает нам образец тоталитарного общества, так же как к монархическому общества призывают и мыслители Ренессанса и Просвещения, Нового времени и немецкой философии конца XVIII - начала XIX века. В XX веке наблюдаем идеологическую борьбу между тоталитарным общественным строем «закрытых обществ» советского типа и либерализмом «открытых обществ» западного типа, противоборство и перспективы которых особо обращал внимание К. Поппер в своей известной работе «Открытое общество и его враги».

Исторический и теоретический развитие социально-философских идей можно представить как три основных направления. Это прежнее, или традиционные, концепции общества, основной чертой которых является натуральный способ производства и соответствующий тип семейных отношений, который заключался в совместном проживании нескольких поколений и их совместной работе на земле. Этот этап общественной эволюции характеризовался субстанция-налистськимы концепциями общества, в основу которых был положен определенный принцип или идею, которая и обеспечивала воспроизводства общественной жизни.

Для современных концепций общества, исторические основы формирования которых закладываются еще в XVII веке, характерен поиск новых принципов общественного устройства. Период формирования основных идей по обоснованию нового типа общественного устройства и общественных отношений начинается с теорий общественного договора и длится до середины XX века. Ощутимый вклад в их развитие осуществляют представители немецкой классической философии, а окончательное формулирование они приобретают в трудах мыслителей XIX века - М. Вебера, Г. Зиммеля, К. Маркса.

В противоположность прежнее, или доиндустриальном, состояния цивилизации современный этап ее развития характеризуют такие черты, как формирование нуклеарной семьи, характеризуется совместным проживанием не более двух поколений (родителей и детей) и изменением про-чих условий - перемещением производительных сил общественного развития по аграрной сферы в индустриальную. Основным достоянием современной цивилизации становится в таких условиях не земля, а индустриальный способ производства и его продукты. На смену модернистской цивилизации приходит цивилизация постмодерна, которая так же характеризуется изменением структуры семьи и типа производства - информационной экономики. Постмодернистская социальная философия представлена целой плеядой мыслителей конца XX века - Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко и др..

Существенным признаком современной цивилизации является ее национальный вектор, ведь современные общества - это общества национальные, направляют свою активность на реализацию цели национального развития. Общества постмодернистской цивилизации - общества наднациональные, интегрированы в социокультурную динамику глобализационных процессов. Поэтому важной проблемой современной социально-философской мысли становится соотношение национального и глобального. Так, Ю. Хабермас рассматривает Модерн как незавершенный проект, а У. Бек в работе «Что такое глобализация?" Ставит вопрос о возможности «второго модерна» как попытки восстановления и актуализации основных принципов современной цивилизации и ее национальных идеалов.

Глобализационные процессы современности тоже характеризуются неоднородностью и диалектической противоречивостью. Анализа феномена неоднородности как важного фактора глобализации посвящено исследование П. Бергера и С. Хангтингтона, которые обращают внимание на культурное разнообразие глобализирующегося. Авторы отмечают культурное своеобразие проявления глобализационных тенденций в рамках современных обществ, что свидетельствует, по их мнению, о культурно-цивилизационную множественность современного мира, диалектическую природу социокультурных процессов как отражение цивилизационного единства различных вариантов культурной глобализации.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии