Диалектика - это учение о развитии, сущность которого раскрывается в единстве противоположностей, в социальном контексте - учение о историческую динамику форм общественного развития, культурную эволюцию человечества, развитие идей общественного устройства.
Диалектическое развитие общества раскрывается на уровне существенных взаимосвязей таких исторических эпох, как, например, Античность и Ренессанс. Общеизвестно, что для эпохи Ренессанса характерно возрождение античного мировоззрения и его синтез с культурным наследием Средних веков. Н. Бердяев в работе «Новое Средневековье» отмечал подобном связи Средневековья и XX века. В рамках современной социальной философии в этом же контексте развивается логика социальных исследований У. Эко, который отмечает совпадении сущностных черт разных социально-исторических эпох, что проявляется как в тенденциях духовного спада или подъема, так и в развитии общественных отношений целом.
Важным примером диалектического связи социальных идей различных эпох является внимание к утопических концепций общества, которые достаточно широко представлены в XVI - XVII ст. в работах Т. Мора, Т. Кампанеллита Ж. Бодена. В XX веке значительное внимание феномену утопии уделяет К. Мангейм, который в работе «Идеология и утопия» снова актуализирует эту тематику. К тому же в ее контексте обращает внимание и на диалектику веры и разума в социальной жизни, подчеркивая, что в условиях XX века социальное поведение часто определяется мифами и, как следствие, невозможностью принимать самостоятельные решения. Идеологию исследователь рассматривает как продукт синтеза утопии и власти, а пути преодоления искажений общественного мировоззрения видит в восстании этических норм как весомого фактора общественной интеграции.
Важным показателем социокультурного развития является диалектика тоталитарного и либерального общественного устройства. Так, в рамках социального опыта античных обществ можно найти различные варианты организации общественной жизни - от полисной демократии к македонской монархии. Средневековая теократия дает нам образец тоталитарного общества, так же как к монархическому общества призывают и мыслители Ренессанса и Просвещения, Нового времени и немецкой философии конца XVIII - начала XIX века. В XX веке наблюдаем идеологическую борьбу между тоталитарным общественным строем «закрытых обществ» советского типа и либерализмом «открытых обществ» западного типа, противоборство и перспективы которых особо обращал внимание К. Поппер в своей известной работе «Открытое общество и его враги».
Исторический и теоретический развитие социально-философских идей можно представить как три основных направления. Это прежнее, или традиционные, концепции общества, основной чертой которых является натуральный способ производства и соответствующий тип семейных отношений, который заключался в совместном проживании нескольких поколений и их совместной работе на земле. Этот этап общественной эволюции характеризовался субстанция-налистськимы концепциями общества, в основу которых был положен определенный принцип или идею, которая и обеспечивала воспроизводства общественной жизни.
Для современных концепций общества, исторические основы формирования которых закладываются еще в XVII веке, характерен поиск новых принципов общественного устройства. Период формирования основных идей по обоснованию нового типа общественного устройства и общественных отношений начинается с теорий общественного договора и длится до середины XX века. Ощутимый вклад в их развитие осуществляют представители немецкой классической философии, а окончательное формулирование они приобретают в трудах мыслителей XIX века - М. Вебера, Г. Зиммеля, К. Маркса.
В противоположность прежнее, или доиндустриальном, состояния цивилизации современный этап ее развития характеризуют такие черты, как формирование нуклеарной семьи, характеризуется совместным проживанием не более двух поколений (родителей и детей) и изменением про-чих условий - перемещением производительных сил общественного развития по аграрной сферы в индустриальную. Основным достоянием современной цивилизации становится в таких условиях не земля, а индустриальный способ производства и его продукты. На смену модернистской цивилизации приходит цивилизация постмодерна, которая так же характеризуется изменением структуры семьи и типа производства - информационной экономики. Постмодернистская социальная философия представлена целой плеядой мыслителей конца XX века - Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко и др..
Существенным признаком современной цивилизации является ее национальный вектор, ведь современные общества - это общества национальные, направляют свою активность на реализацию цели национального развития. Общества постмодернистской цивилизации - общества наднациональные, интегрированы в социокультурную динамику глобализационных процессов. Поэтому важной проблемой современной социально-философской мысли становится соотношение национального и глобального. Так, Ю. Хабермас рассматривает Модерн как незавершенный проект, а У. Бек в работе «Что такое глобализация?" Ставит вопрос о возможности «второго модерна» как попытки восстановления и актуализации основных принципов современной цивилизации и ее национальных идеалов.
Глобализационные процессы современности тоже характеризуются неоднородностью и диалектической противоречивостью. Анализа феномена неоднородности как важного фактора глобализации посвящено исследование П. Бергера и С. Хангтингтона, которые обращают внимание на культурное разнообразие глобализирующегося. Авторы отмечают культурное своеобразие проявления глобализационных тенденций в рамках современных обществ, что свидетельствует, по их мнению, о культурно-цивилизационную множественность современного мира, диалектическую природу социокультурных процессов как отражение цивилизационного единства различных вариантов культурной глобализации.