Особенность социальной философии сравнению с науками об обществе заключается, во-первых, в ее системности, и во-вторых, в ее всеобщности.
Системность социально-философского знания означает, что социальная философия исследует не отдельный сегмент общественного бытия (исторический, экономический, демографический и т.д.)
, а сосредотачивается на внутренних взаимосвязях таких социальных систем, как политика, экономика, культура, анализируя их во взаимодействии и системных связях. Ведь философия составляет методологию научного знания, и эта ее особенность находит отражение и в области социальных наук. Социальная философия - это философское изучение социального бытия человека, его социального поведения. Она обращается к широкому диапазону тем, ведь ее интересует общество как явление.
Науки об обществе основываются на представлении о конкретных общества в их национальном или историческом измерении. Тогда как социальная философия обращается к таким категориям, как социум и общество в их самом общем смысле, в абстрактном измерении. Соответственно, метафизика как учение о сущности становится неотъемлемой частью социальной философии. Ведь такие явления общественной жизни, как право, закон, справедливость, этика и другие, невозможно объяснить иначе, чем метафизически. Таким образом формируется потребность объяснения сущности и соотношения терминов «социум» и «общество». Иногда эти понятия отождествляют, что способствует их неоднозначного толкования. Собственно социум - это конкретно-историческое отражение развития общества.
Философию довольно часто считают не только методологией наук, но и любовью к мудрости. В социальной сфере любовь к мудрости раскрывается в контексте формирования теорий и концепций эффективного общественного строя в его ценностно-политических и социально-экономических проявлениях. Историческая первенство в поисках общественной мудрости принадлежит древней китайской философии, конфуцианства. Конфуцию удалось объединить тогдашний Китай с его провинциями общей идеей, которая позволила создать сильное государство, требовало соответствующего согласования общественных ценностей. Для современной социальной философии - зарубежной и украинской - проблема формирования эффективного общества является не менее актуальной. Это связано с тем, что довольно сложно создать единую самодостаточную, одинаково пригодную для всех мировых обществ концепцию общественного устройства. Ведь при этом следует учитывать специфику исторического развития общества, его ментальность и общественные ценности.