Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Среди основных версий социально-философского знания на современном этапе его развития следует отметить три направления осмысления сущности социального бытия, каждый из которых отражает определенный этап развития общества.

Так, наиболее ранние концепции по своему происхождению является субстанционалистские, их основной смысл состоит в определении субстанциальной основы общественного строя, фундаментальной идеи, которая пронизывает всю логику его жизнедеятельности. В XX веке постепенно возникают Функционалистская концепции, ориентированные на осмысление функциональных структур общества. Поздние концепции, которые формируются на рубеже ХХ-ХХI веков, является аксиологическим, ведь в условиях постмодернистской цивилизации на первый план выходит ценностная составляющая общественного бытия.


 Термин «субстанция» ввел в употребление Б. Спиноза для обозначения первоосновы всего существующего, соответственно субстанционалистская концепции построены на основе идеи единой самодостаточной основы общественной жизни.

 Субстанционалистская версия социальной философии развивается в трудах мыслителей Древнего Востока, представителей немецкой классической философии, сторонников социально-философских концепций XIX века.

В процессе исторического развития общественной жизни эволюционируют и социально-философские учения. Постепенно учение об обществе, размышления над общественным бытием и его эффективным устройством появляются в Древнем Китае. Именно здесь зарождаются исторически первые метафизические представления о сущности общественной жизни и лучшие формы его устройства. Так, к осмыслению основных принципов социальной жизни обращается Конфуций, учение которого основывалось на принципе гуманизма, воплощением которого считалось понятие «жень». Современные исследования в области конфуцианской философии свидетельствуют, что иероглиф «жень» образуется на основе сочетания двух других иероглифов, обозначающих «человека» и «отношение».

Соответственно, исторически первые представления о общественное единство основывались на морально-правовых основах. Именно в таком виде конфуцианство получило статус официальной доктрины централизованной Китайской империи. Однако в том же Китае в рамках одной из влиятельных школ сформировалось представление о необходимости организации общественной жизни не на основе морально-этических норм, а на основе такого императива, как закон. Эта школа противопоставляла свое учение об обществе конфуцианском и называлась легизма (фацзя). В рамках культурно-философского наследия Древнего Китая легизм заложил основы социального устройства, который существенно противоречил их конфуцианском видению. Это было противоречие морали и закона как принципиально отличных факторов упорядочения социального пространства.

Несмотря на существенные противоречия и историческую непродолжительность легистского доктрины как ведущей социальной концепции, более поздним этапом ее взаимодействия с конфуцианством становится их синтез, который позволяет определить не только отличные, но и общие идеи этих социальных концепций, свидетельствует об их диалектическая связь. Такой синтез способствовал восстановлению конфуцианства как официальной государственной идеологии. Еще одной социальной альтернативой конфуцианству считался китайский моизм, составлявший систему идей по совершенствованию общества. Основной особенностью этого социального учения была идея доминирования коллективного над индивидуальным.

Всего формированию социально-философских концепций в Древнем Китае способствует потребность трансформации общественных идеалов, целей общественного развития. Для тогдашнего Китая это была идея объединения империи, воплощению которой существенно содействовало конфуцианство. По выражению Гегеля «сова Минервы вылетает в полночь», т.е. потребность в философских исканиях социальности возникает в условиях общественных кризисов. Такая кризисность наблюдалась и в раздробленной доконфуцианському Китае, и в условиях кризиса полисной системы в Древней Греции и в пределах всех последующих этапов развития общественного мнения в Европе.

Выдающимися представителями социально-философской мысли в Древней Греции есть Платон и Аристотель. Они представляют новый этап эволюции общественной жизни - греческий полис, город - государство. Отметим, что в наследии античных философов содержится оригинальное эхо взглядов Конфуция. Однако античность предлагает нам и ряд новых идей. Так, в диалогах Платона предлагается модель идеального государства, опирающаяся на разделение общества на три слоя, а именно: ремесленников, воинов и правителей (философов). Каждому общественному слою соответствует отдельная добродетель: для ремесленников - это сдержанность, для воинов - мужество, а для философов - мудрость. Поэтому именно такая структура общества и считается отражение справедливого общественного устройства.

Социально-философские размышления Платона изложены в трех его трудах - «Держава», «Политик» и «Законы». Всего предложенная им концепция идеального государства основывается на разделении труда. Каждый гражданин должен добросовестно выполнять присущие ему функции: ремесленники - работать, воины - охранять, философы - управлять общественными процессами. Переход граждан с одного общественного про-Шарк к другому (когда воин берется управлять государством, а философ - физически работать) Платон расценивает как распад государства. Не менее интересные размышления относительно общественного устройства содержатся в философских сочинениях его ученика - Аристотеля.

В произведениях «Никомахова этика», «Политика» и других Аристотель рассматривает широкий комплекс вопросов - от психологии личности к функционированию таких регулятивных механизмов, как право, социальные институты, государство, мораль. Аристотель трактует человека как существо политическое, которая умственной деятельностью приобретает себе благо. Всего государство Аристотель определяет как «общение людей в целях досягненнякращого существования». Изучив различные типы государств - афинскую демократию, спартанский уклад жизни, македонский монархию и другие, Аристотель пришел к выводу, что для усовершенствования общественной жизни не нужны революционные изменения. Преобразование общественного строя следует осуществлять в соответствии с природного деления общества на слои и с учетом внутренней природы человека.

Лучший государственный строй, по мнению философа, достигается там, где стерты противоречия между мелкими и крупными собственниками, где основную массу общества составляет средний элемент. Так, у Аристотеля появляется серьезная догадка о преимуществах общественной структуры с развитым средним классом. Кроме монархии и аристократии как наиболее целесообразных для эффективного развития общества форм правления, Аристотель предлагает еще и политию, современным аналогом которой становится республика. Существенным признаком социальных взглядов и Платона, и Аристотеля есть предпочтение монархической и аристократической формам правления и недоверие к демократии во всех ее проявлениях.

Трансформация общественной жизни в средневековой Европе способствует возникновению и развитию не менее оригинальных философских теорий. Так, Августин Аврелий - яркий представитель религиозного взгляда на общество - систематизировал христианское мировоззрение и в работе «О граде Божий» предложил рассматривать общество как таковое, что представлено на двух уровнях - небесному и земному или божьему и земному царству. В земной истории эти два царства переплетены между собой, что делает невозможным достижение равенства. По мнению Августина, неравенство между людьми - необходимое явление общественной жизни, а стремление к равенству является противоестественным.

Фома Аквинский в трактате «О правлении государей» продолжает мысли Аристотеля о человеке как политическую существо, общее благо как цель государства и мораль как существенный измерение общественной жизни. Однако он наполняет эти положения религиозным содержанием в соответствии с требованиями времени. Ведь средневековый этап общественной эволюции характеризуется, как известно, церковной властью. Поэтому религиозные объяснения строения общества и характера человеческой деятельности довольно долго доминировали в духовной жизни человечества. Однако, несмотря на запреты и гонения еретиков, осуществлялся и поиск альтернативного относительно религиозного общественного мировоззрения.

Возникновение новых форм политической жизни общества, социальных сил и способов организации хозяйственной деятельности, а именно, зарождение и развитие капиталистических общественных отношений - сломало духовную диктатуру церкви. Реформаторские движения - лютеранский, цвинглианський и особенно кальвинистский - серьезно подорвали традиционную идеологию, утверждали новые подходы для обоснования человеческого общежития в государстве. Время распространяется новая культура, получившая название гуманизма. Гуманисты - это представители интеллигенции, так или иначе освободились от схоластически-богословского влияния и противопоставляли светскую науку, искусство, мораль церковным учением.

Это было начало эпохи Возрождения, которая обращалась не только к достижениям Средневековья, но и к опыту античной философии. Эта эпоха славится своим вкладом в развитие общественной мысли. Ведь для Ренессанса характерна изменение отношения к человеку, а следовательно, и к ее роли в обществе. Признание человека как индивидуальности способствует пересмотру средневековых взглядов на общество. Так, особое место в истории социально-философской мысли занимают предложенные Т. Мором и Т. Кампанеллой концепции идеального общества, получившие название утопических. Эти концепции способствовали переосмыслению основных принципов стратификации общества в контексте обоснования идеи перехода к новому типу общественного устройства.

Т. Мор вошел в историю как автор труда «Утопия», которая описывает идеальный общественный строй на острове, которого нигде нет. Корни социального зла мыслитель видел в той же частной собственности, охраняемой государство, являются заговором богатых для подавления бедных. Поэтому на острове Утопия нет частной собственности, богатых и бедных. Все люди работают, а рабочий день длится шесть часов. В этой работе заложены важные идеи будущих трансформаций социальной жизни, хотя мыслитель и не предлагал путей такого усовершенствования. Известно также, что Т. Мор был противником революций и народных движений, в которых он видел только разрушительную силу и анархию. Другим выдающимся утопистом этой эпохи был итальянский философ и политический деятель Т. Кампанелла. Самым известным его произведением является утопия «Город солнца», в которой предложено утопическую картину идеального города, где также нет частной собственности. Целью идеального общества он считал равенство, благосостояние и культуру. Чрезвычайно большое значение философ придает развитию науки и техники и рассматривает их как основной источник развития общества, главный принцип изменения общественных отношений.

Существенный вклад в развитие социально-философских концепций этого периода осуществил Н. Макиавелли, предложив своеобразную систему взглядов на государство. Он отмечал сложности и противоречивости человеческой природы, в основе которой содержится эгоизм, обусловлен материальным интересом. Поэтому движущей силой общественного развития он считал частную собственность. Благосостояние государства мыслитель связывал с высшим законом политики, для реализации которого пригодны все средства и, соответственно, сильная монархическая власть, и обосновывал в работе «Государь». Таким образом, Н. Макиавелли первым взял на себя ответственность за опровержение теологической модели государства (и общества в целом) и одновременную построение ее светской модели.

Дальнейшее развитие идей Макиавелли наблюдается в философских произведениях Ж. Бодена, который так же отрицал божественное происхождение государства и власти. В работе «Шесть книг о республике» мыслитель утверждал, что общество формируется под влиянием среды. Однако если в природе наблюдается круговорот, то в обществе - прогресс. Боден обосновывал преимущества монархической формы правления, государственного суверенитета, подчеркивал чильнисть законов, ограничивающих возможную произвол монарха.

Следующим этапом эволюции обществоведения становится теория общественного договора, представлена философами новочасной эпохи - Т. Гоббсом и Дж. Локком, а также просветителем Ж.-Ж. Руссо, которых относят к просветительского периода развития социально-философского знания. Так, первым теорию общественного договора предложил английский философ Гоббс, который считал, что к общественно, естественное состояние характеризует «война всех против всех», в условиях которой «человек человеку волк». Соответственно, потребность в общественной организации возникает вследствие невозможности гармоничной организации общежития людей в условиях естественного состояния. Поэтому возникновение общества сопровождается частичным делегированием гражданами своей свободы суверену, государстве. Основные социально-философские идеи изложены мыслителем в работе «Левиафан».

Продолжает развивать теорию общественного договора еще один английский мыслитель - Дж. Локк, предлагает иной подход к определению сущности общественных отношений. Естественное состояние он рассматривает как состояние мира, а причины формирования социального порядка видит в появлении частной собственности, защита которой требует общественного, гражданского устройства. В работе «Два трактата о государственной власти» основной целью государства провозглашается защита гражданских прав и свобод, их собственности. Народ определяется безусловным сувереном и имеет право не поддерживать решений власти. Таким образом в философском наследии Дж. Локка находим историю идеи гражданского об-щества.

Ж.-Ж. Руссо в работе «Об общественном договоре», анализируя процесс возникновения гражданского состояния в противоположность природному, подчеркивает необходимость пересмотра условий первичного общественного договора, поскольку власть была захвачена хитростью богатыми слоями населения. Как средства обновления условий общественного договора мыслитель предлагает революцию и даже диктатуру. Особое внимание мыслитель уделяет гражданскому обществу, ведь наиболее существенной чертой общественного договора он считает народный суверенитет как непреложную основу «воли всех». В противовес концепции Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо отмечает, что общественный договор не субординаций - них рис, это договор государства как целого с каждым из членов общества, своей целью имеет достижение общего блага.

Промышленная революция XVIII века приводит к формированию нового типа общества, которое получает название современного. Актуализируются идеи просветителей, которые отмечали необходимость формирования, в противовес традиционному, «нового мира», «современности», идейный климат эпохи модернизма определялся рационализмом, т.е. системой комплексных системных преобразований социального пространства. Главным принципом модернизма становится сформирована философами - просветителями идея общественного прогресса, позволяющая рационально осмыслить процесс модернизации общества.

Завершающим этапом философской мысли эпохи просветительной-ства считается социально-философская концепция И. Канта. Его социально-политическая концепция изложена в работах «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве» и др.. Исходной идеей Канта является навеянное произведениями Руссо положение о суверенитете личности и объединенную волю народа, представленную как общественное соглашение в форме государства. Он отрицает любые сословные неравенства и привилегии, отмечает равенство граждан перед законом, суверенности народной власти.

Поскольку весь народ нельзя привлечь к управлению государством, нужен правитель, власть которого не может быть обусловлена ничем, кроме закона. Всякая народная смута и раздор, выступления народа против верховной власти угрожают распадом государства. Поэтому, по Канту, общественное согласие держится не на революциях или восстаниях, а на повиновении народа верховной власти, которое бы происхождения она не имела. Никакая революция не может усовершенствовать природу человека. Революция только по-усиливают противостояние одной группы людей другой, стимулирует конфликты. Для общего согласия нужны две речи: правовое государство и категорический моральный императив. По Канту, правовое государство основывается на сочетании свободы, составляющих народ. Каждый гражданин имеет право голоса и должен подчиняться тем законам, на введение которых он дал согласие. Категорический императив является основой нравственного совершенствования граждан по принципу «поступай так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Этот принцип философ именует «золотым правилом нравственности». Он видит в нем универсальный способ организации общества и обуздания изначально злой природы человека. Размышляя над судьбой человечества, Кант прогнозирует вечный мир, который возможен в будущем. Общество должно подняться до такого уровня развития, считает философ, чтобы люди сами себя заставили достичь состояния мира на началах разума.

Если Кант прогнозирует вечный мир, то другой выдающийся немецкий философ Гегель отстаивает «высокое назначение войны», «сохраняет нравственное здоровье народа». Его социально-философские взгляды наиболее полно изложены в «Философии права» и лекциях по философии истории.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии