Праксиология (от греч. Praxis - действие) - это социально-философская концепция деятельности. Основоположником ее считается польского логика и философа Т. Котарбинского, который считал праксеологию междисциплинарной областью знания, ориентированная на разработку методологических основ эффективной рациональной деятельности в обществе.
Сфера праксиологический исследований предлагает три уровня анализа общественной деятельности. Специфика первого из них состоит в типологии социальной деятельности и формировании соответствующей системы категорий. Второй уровень предполагает разработку эффективных нормативных систем деятельности в контексте конкретных социокультурных условиях. Третий уровень праксиологический анализа опирается на критическое осмысление человеческой деятельности с точки зрения ее методов и социальных перспектив.
Всего праксиология является сферой научно-методологического анализа человеческой деятельности, поэтому основные акценты ее социальной результативности расставляют в контексте ее методологических достижений. Основными праксиологическими трудами считают «Трактат о хорошей работе» Т. Котарбинского, а также его исследование «Очерки о практике», «Принципы рациональной организации деятельности» и др.. Основными источниками праксеологии, по Т. Котарбинским, есть такие философские направления, как прагматизм Ч. Пирса и У. Джемса, инструментализм Дж. Дьюи, второй позитивизм и марксизм, а также теорию социального бихевиоризма Дж. Г. Мида, т.е. те концепции, в основе которых лежит идея практического отношения к миру.
Главным критерием социального прогресса с точки зрения праксиологии становится «освобождение от элементов культуры, утративших значение». Ведь тотальность культурной среды, доминируя над индивидуальностью, возвращает ее к выполнению частичных специализированных функций.
Соответственно, актуализируется необходимость поиска новых технологий работы со знанием, новых механизмов его структурирования для рационализации общественной деятельности человека. Существенный теоретико-методологический влияние праксеологичних исследований на современное социально-философское знание прослеживается в контексте формирования своеобразных концепций социального управления.