Термин "религия" как определение отношения "человек-Бог" был введен в ХV - ХVI вв.
Тогда его употребляли только в теистическом смысле, без учета всех особенностей феномена, который он обозначал. Осмысленный взгляд на религию как особый феномен был основан философией Нового времени, в чем самая большая заслуга немецких философов Фридриха Иммануила Канта (1724-1804), Эрнеста-Даниэля Шлейермахера (1768-1834), Фридриха Энгельса (1820-1895), Георга Вильгельма -Фридриха Гегеля (1770-1831), Людвига-Андреаса Фейербаха (1804-1872), Карла Маркса (1818-1883), французского философа Огюста Конта (1798-1857), английских философов Дэвида Юма (1711-1776), Герберта Спенсера ( 1820-1903) и другие.
Происходит термин "религия" по латыни (religeo - набожность), охватывая своим содержанием благочестия, святыня, предмет соотносится в жизни человека с абсолютным, высшим, сверхчеловеческим - Богом, Божеством. Каждая религия по-своему именует эту Высшую Силу.
Религия - духовный феномен, который возникает как форма самоопределения человека в мире, выражает веру в сверхъестественное Начало - источник бытия всего существующего, является средством общения с ним, вхождение в его мир, причастности к нему.
Понятие "религия" непосредственно связано с понятием "Бог". Религии без представления о Боге не существует. Бог является началом и смыслом каждой религии.
Бог, по религиозным представлениям, является прежде Абсолютом, выше над человеческими, естественными силами, способностями, качествами и отношениями. Он рассматривается как творец мира, хотя и не принадлежит к нему. Бог является трансцендентным (потусторонним), т.е. он находится вне конкретного имманентного (замкнутого) круга сознания.
Бог - верховная сверхъестественная сущность, которая, согласно различным религиозными учениями, обладает высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом, является творцом мира, вызывая все, что происходит в нем.
Существуют такие концепции религии:
1.теологични;
2. философские;
3. социологические;
4. биологические;
5. психологические;
6. этнологические.
Они тесно взаимодействуют между собой, пользуясь исследовательским инструментарием друг друга, взаимообогащаясь и взаимно коригуючись.
Богословско-теологические концепции. Теология (teos - Бог, logos - учение) - учение о Боге и богословие - наука о прославление Бога исторически первыми формами учения о религии. Они сформировались попытки объяснить, понять религию «изнутри»; сделать доступными для верующих общие положения определенной религии, образы, воплощенные в священных книгах, догматические формулы.
К ним относятся:
1. догматика - системное изложение положений, согласно конкретной религией считаются истинными;
2. экзегетика - (греч. ezegeomai - истолковываю, объясняю) - толкование библейских текстов;
3. каноника - теория церковного права и другие.
Теология непосредственно связана с конкретным вероисповеданием, изучает религию, различные формы религиозной жизни с точки зрения их практического использования.
Богословско-теологический подход к религии - это взгляд на нее изнутри, с позиции самой религии, соответствующего религиозного опыта. Основой его является религиозная вера. Понять религию может только религиозный человек, а неверующим религия недоступна. Верующим присущ особый вид духовного познания - религиозный опыт - переживания связаны с ощущением присутствия в жизни Высшего начала. Реализуется он на основе признания абсолютности религиозного вероучения.
Главное в богословско-теологическом подходе - обоснование и защита религиозного вероучения, признание вечной ценности религии для каждого человека и человечества в целом.