Научные теории происхождения религии. Главная их особенность заключается в попытке объяснить религию как результат реализации определенных потребностей
, интересов или неспособности человека преодолеть свою зависимость от внешних сил.
Политико-государственная теория. Начата она в V в. до н. е. древнегреческим философом Крития (460-403 до н.э.), который высказал предположение, что религия является выдумкой законодателей. Ее разделял Лактаций (250-225 до н.э.), который считал основателем религии римского царя Помпилия. Эту гипотезу развили гуманисты (идейное направление в культуре Возрождения, который отстаивал право на существование независимой от религии светской культуры) и энциклопедисты (французские мыслители-просветители Дидро, Монтескье, Вольтер, Руссо и др.)., Которые принимали участие в созданный «Энциклопедии »- первого произведения, систематизировал тогдашние научные знания XVII - XVIII вв. Религию они считали обманом, вымыслом, результатом невежества, сознательной нечестной заговора для достижения чьих-то интересов или общего общественного спокойствия.
Евгемеризм. Его автором был греческий философ Евгемер (340-260 до н.э.), который думал, что религия берет начало честь и обожания древнейших царей.
Натуралистическая (материалистическая) концепция. Она основывалась на утверждениях, что сфера духовного, в частности религия, является производной от материального мира. Ее сторонники считали религию фантастическим отражением мира в сознании людей. Среди мыслителей этого направления - греческий философ-материалист Эпикур (342-270 до н.э.), который выдвинул гипотезу о атомистическую строении мира, который является вечным и бесконечным, и поэтому не мог быть создан богами. Лукреций Кар (ок. 99-55 до н.э.) писал, что представление о богах возникло из наблюдений за природой, а страх людей перед ее могущественными силами побуждает их на сооружение богам капищ. Одному из последователей Эпикура - римскому писателю Петрония (? - Ок. 66 н.э.) принадлежит высказывание: «Первых богов на Земле создал страх». Так думал и основатель материалистической линии в философии Демокрит (460-361 до н.э.), во времена которого было распространено утверждение, что религия возникла у древних египтян от страха перед природой, у них ее переняли другие народы. Об этом писали и историк Диодор Сицилийский (ок. 90-21 до н.э.), писатель из сирийского города Самосата - Лукиан (прибл.120-180).
Натуралистическая концепция происхождения религии прижилась в многочисленных теориях как материалистов, так и нематериалистив. Среди ее сторонников - английские философы Д. Юм, Гоббс, представители немецкой классической философии - Г.-В.-Ф-Гегель, Ницше, основатель «философии жизни» Л. Фейербах, представитель марксистской философии Ф. Энгельс и др.