Анимистическая теория происхождения религии. Распространилась в конце XIX - начале XX вв.
Основателем ее был английский этнограф, религиовед Э. Тайлор. Он считал, что религия сформировалась от веры в духов и в душу. Эту веру он назвал анимизмом (лат. anima, animys - душа, дух), который позднее был дополнен другими религиозными представлениями.
Английский философ и социолог Г. Спенсер выводит происхождение анимизма из идеи «двойника»: первобытный человек видел своего двойника или двойника другого человека во сне или в бреду, и у нее появлялась мысль о двойной сущности человека. По другим утверждениям, анимизм возник благодаря стремлению первобытного человека к самопознанию в философском самоуглубления. Анимистическая теория побудила к признанию умственных способностей первобытного человека.
С критики анимизма появилась концепция преанимизма, согласно которой важнейшими факторами возникновения религии является переживание, эмоции. Английский ученый Роберт Маретт (1866-1943) считал, что анимизма предшествовала вера в силу, лишенную индивидуальности и физических свойств, не связанную с материальными телами, которая, однако, проявляется в них.