Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Мистерии как формы освоения трансцендентной реальности (мистерии друидов Британии и Галлии, культ Митры, гностицизм, мистерии Асар-Хапи, мистерии Одина).



Термин "мистерия", как и "мистика", происходит от греческого "тует", что означает держать рот закрытым. "Городами назывались участники сакральных действ - мистерий и хранители (хранители) тайных учений древности, содержание которых тщательно скрывали от непосвященных. Вряд ли кто-то попытается отбросить утверждение о том, что мистерии создают своеобразное основу для большого количества систем абстрактных понятий, которые, в свою очередь , не могут существовать без конкретных философских систем и течений. Само представление о мистерии - представление трансцендентное, даже мистическое и иррациональное. Оно является аспектом сознания, всегда содержит в себе только часть целого, т.е. долю Вселенной. В определенном смысле мистерии выполняют роль особой трансцендентной науки, является самодостаточным и замкнутым на себе знанием, которое претендует на особое формулировки проблем и основ бытия, в котором существует человек.

Мистерии как целостное освоение духовного и практического опыта в конкретной сознании порождали новые возможности, предпосылки и последствия осмысления многих философских, религиозных, этических, эстетических проблем. Мистика всегда "прикладной" характер, она принципиально не может быть "теоретической", которой часто бывают философские системы, построенные в гипотетическом пространстве неживого разума. Мистика неразрывно связана с конкретным субъектом знания, которое одновременно является объектом мистериального знания и самопознания.

Кардинальное отличие мистики всех наук и, в целом, от области материальной человеческой культуры заключается в том, что она имела и имеет дело с донаучными и передрелигийнимы предметами. Обвинять ее в смещении границ между науками - то самое, что обвинять живой организм в неразборчивом и одновременном использовании всех физических, химических, биологических и других законов.

Теперь из указанных нами позиций рассмотрения мистицизма в аспекте целостной духовно-практической человеческой активности (собственно-мистической практики) мы можем более четко определить спектр возможных философских подходов к нему, а также рассмотреть основные аспекты выявления. Интересным этапом знакомства с проявлениями чрезвычайного духовного мира человека были мистерии. О них известно не так уж много, но мы попробуем, собрав ценный материал, найти некоторые особенности и понять причины, которые побудили человечество объединяться в специфические сообщества, чтобы почтить своих богов. М. Холл в своем труде "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии" сформулировал цели и задачи большого количества мистерий: "... свою секретную информацию и философские достижения они скрывали от профанов и учили небольшую группу специально посвященных человек .. . " (Холл М.


Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. - М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - С. 98). Замаскированное эмблемами, ритуалами знания сохранялось, как правило, небольшой группой посвященных умов. Затем посвященные философы оставляли свои таинственные формулы другим, чтобы они могли достичь полного понимания. Однако эти тайны попадали в руки невежд, Великая Тайна оставалась невидимой за большим количеством символов и аллегорий.

Немногим открывается смысл настоящего эзотерического или духовного учения, поэтому именно из-за этого человек довольствовалась экзотерической интерпретацией духовных учений, превращая их в "послушные" абстрактные принципы естественных законов, в которых постепенно угасали источника жизненной силы Вселенной.

Чтобы сделать простыми принципы великой истины Природы, достаточно было персонификации. Алтари, статуи и жертвоприношения стали не более чем символическим выражением больших абстрактных истин.

В древние времена существовали группы философов-мистиков, которые были глубоко погружены в тайны Природы, создавая замкнутые тайные философские и религиозные кружки - мистерии: "Священные драмы выполнялись в определенные периоды. Наиболее значительными были мистерии Исиды, Сабазия, Кибелы и Элевсинские мистерии ... После допуска к союзу посвященных учили многовековой тайной мудрости ... " (Холл М. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. - М.: Изд-во "Эксмо"; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - С. 50).

Поэтому многие ритуалы основывались на испытаниях, которые должны были пройти кандидаты, и только после удачного прохождения им вручали ключи мудрости. Не следует недооценивать влияние древних тайных школ на развитие цивилизации в целом: "... вся совершенство цивилизации, все достижения науки, философии и искусств обязаны тем институтам, которые под покровом тайны пытались описать тончайшие истины религии и морали, вложить их в сердца учеников ... Их основные усилия были направлены на учение о едином Боге, на воскресение человека к вечной жизни, на благородство человеческой души. Они стремились подвести людей к тому, чтобы они видели отблеск божественности в красоте, величии и совершенства Вселенной ... " (Холл М. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. - М.: Изд-во "Эксмо"; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - С. 50).

К сожалению, кризис вызвал искажения и извращения мистерий. На первый план выступило колдовство, имея статус божественной магии, тем самым предрекая тайным доктринам забвения.

С самого расцвета своего сознания человек обожала вещи, поклонялась им как символам вездесущей, невидимой Силы, о которой мало что могла знать. Древние философы верили, что ни один человек не может жить разумно без фундаментального знания законов Природы, поэтому мистерии были направлены на то, чтобы научить человека оперировать божественным законом в земной сфере, разумно использовать свои способности, быть устойчивым перед соблазнами, вести праведную жизнь, превращая свое тело в алтарь, посвященный Божеству.

Поклонение солнцу играло значительную роль во всех ранних языческих мистериях. Солнечное Божество персонифицировалось в прекрасного юношу с длинными золотистыми волосами, которое символизировало лучи солнца. Юноша был убит ворами, олицетворяли жестокий принцип Вселенной. Благодаря ритуалам, церемониям, символическом очистке Бог Добра возвращался к жизни и превращался в Спасителя всего народа. Таким образом, воскресение символизирует рамки, в которых человек способен преодолеть низменные страсти и выявить высшую природу. Мистерии давали толчок в процессе пробуждения духовных сил, которые долго были закованы в земную похоть.

Существует немало древних культов, которые рассеялись по всему миру, на Востоке и на Западе. Некоторые из них, например пифагорейцы, или гер-метисты, демонстрируют восточный влияние, в то время как розенкрейцеры многое позаимствовали из мудрости арабских мистиков. Хотя мистические школы обычно ассоциируются с цивилизацией, есть доказательства того, что люди в доисторические времена знали о существовании таких школ. Жители отдаленных островов, даже находясь на низшей стадии развития, имеют мистические ритуалы и таинственную практику, какими бы примитивными они ни были.



Загрузка...
Яндекс.Метрика