Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Свободомыслие имеет глубокое и древние корни в познавательной и практической деятельности человека, его обусловившие гносеологические и социальные факторы - овладение знаниями и силами природы, общественные протестные движения.

Уже в древних памятниках письменности, созданных на ранней стадии развития цивилизации, таких, как, например, шумерский новисть о страданиях невинного, египетская "Песнь арфиста", в индийских эпосах "Махабхары-и" и "Рамаяна" имеют место свидетельства широко распространенного в те времена стихийно-атеистического мировоззрения. Наблюдения природных явлений наводило на мысль, что они осуществляются без внешнего вмешательства, что вещи возникают благодаря действию природных сил или деятельности человека.

Отсутствие веских свидетельств приводило к сомнению, а то и до прямого отрицания существования загробного мира и бессмертия души. Существующая в мире несправедливость порождала критическое отношение к официальным культов и жрецов.

Свободомыслие как образ мышления связан с критикой религиозных верований возникает в Древней Индии, Китае, Греции параллельно с развитием философии, которая, в свою очередь, не удовлетворяется мифологическим объяснением мира и ищет для этого разумные, рациональные, логические основания.

В античной Греции, а затем в Риме, религия доминировала не только в духовной жизни, но и в общественной как государственный культ, посягательство на веру в богов воспринималось как покушение на существующий строй и образ жизни. Платон (427-347 до н.э.) убеждал, что атеисты хуже идолопоклонников-иноверцев, их существование недопустимо в любом обществе, поскольку разрушает его основы, ничто их не может удержать от "нечестивой дела" и "беззаконного слова". По Платону, атеизм - это общественная болезнь, источник смут, беззакония, безнравственности.

В античные времена преследовали всех, кто отрицал божества государственного культа или народные верования, не принимал участия в религиозных церемониях и обрядах. По обвинению в неверии в богов и "развратные молодежи" был осужден на смерть Сократ. Критий (V в. До н.э.) открыто заявил, что страх людей перед богами используется правителям, чтобы творить зло. Демокрит видел причину возникновения религиозных верований в страхах людей перед небесными явлениями - громом, молнией, солнечным затмением т.д..

В средневековье религия приобретает господствующей формы мировоззрения и идеологии. Церковные догмы стали исходными элементами мышления. Позиции религии и церкви взрывали только антиклерикальные и еретические движения. Уже в XIII в. развивается религиозный скептицизм Сигера Брабанського в виде учения о двойственной истине, то есть о том, что "истины разума", полученные усилиями самого человека, могут отличаться от "истинами веры", божьего откровения.

Эпоха Возрождения и Реформации заложили основания первого сравнительного анализа христианства, ислама, буддизма, ряда культов азиатского и африканского происхождения, ставших известными благодаря великим географическим открытиям. Были заложены основы исторического подхода к Библии. Труд Коперника "О вращении небесных сфер" (1543) сделала первый шаг к освобождению естествознания от теологии, начала бурный процесс секуляризации - освобождения различных сфер общественной жизни от диктата церкви. Это был вызов церковному авторитету в естественных вопросах.

Лекции по философии и религии не менее известного представителя немецкой классической философии Гегеля (1770-1831) содержат грандиозную для своего времени попытку осмыслить историю религиозных верований от так называемых естественных религий (в которых идея Бога предстает как абсолютная сила природы, перед которой человек осознает себя нищей) до мировых религий, в частности христианства, которое Гегель называет абсолютной и бесконечной религией, которая уже не может быть превзойденной, в которой, наконец, произошло примирение Бога и человека. В теории Гегеля осмысления религии приобретает философской основы и занимает достойное место в его философской системе.

Гегель рационализировал веру в Бога. Для Гегеля религия - это сфера сознания, в которой раскрываются все тайны мироздания, устранены все противоречия глубинной мысли, где затихает всю боль чувств. Она является сферой вечной истины, вечного покоя, вечного мира. Человека делает человеком, утверждал философ, мысль сама, конкретная мысль, или, точнее, то, что она есть дух. Как дух человек творит науку во всей ее разнообразии, искусство, интересы политической жизни, отношения, связанные, со свободой и т.д.. Но все эти разнообразные формы и все сложные переплетения человеческих стосунюв, действий, наслаждений, все то, что человек ценит и чтит, в чем она видит счастье, славу и гордость - все это, по мнению Гегеля, находит свое высшее завершение в религии, в мнению, в сознании. Религия индивидуальная лишь в той мере, в какой индивид принадлежит некоему целом - семьи, нации, государству. Что бы ни представлял индивид о своей самостоятельности, он не может выйти за четко обозначенные границы. Каждый индивид, поскольку он связан с духом своего народа, принимает с рождением веру отцов, и она для него святыней и авторитетом. У Гегеля отсутствует критика религии, но имеет место философская рефлексия по поводу религии, что является весомым вкладом в осмысление ее роли в социокультурного контексте, религия рассматривается как несовершенная форма философского знания.


Значительный шаг в развитии свободомыслия был сделан Л. Фейербахом (1804-1872), главным вопросом которого был вопрос о сущности человека. Решение этого вопроса раскрывает объяснения религии, Фейербах выясняет антропологические основы религии. Бог, по Фейербаху, существует лишь в воображении, будучи творением религиозной фантазии - фантастическим отражением человеческой сущности. Главным делом жизни и философии Фейер-Баха была критика религии. Теология, с точки зрения Фейербаха, является способом мышления, препятствует исследованию природы и всегда преследует философию. Но почему философия есть всегда противоположностью теологии? На этот вопрос Фейербах отвечает так: фундаментом теологии, есть чудо и вера, фундаментом философии - природа предметов и разум. Философия рассматривает законы морали через моральные отношения, а теология считает их заповедями Бога. Ключ к правильному пониманию сущности религиозных представлений следует искать, по мнению немецкого философа, в условиях жизни людей и в своеобразном их отражении в сознании человека. Однако, в своих трудах Фейербах не сосредоточивал основное внимание на анализе конкретно-исторических условий, порождающих религию. Он говорил о двух корни происхождения религии, прежде христианства, а именно - упадок античного мира и выражение народного духа. Большей степени Фейербах сосредоточивает внимание и видит свою задачу в том, чтобы показать как возникает религиозная психология, религиозные переживания. Бог, по Фейербаху, является зеркалом души человека. В религии отражается желание человека быть независимым, свободным и счастливым. Стремление к счастью, считал Фейербах, является глубинной основой религии. В религии человек, отдаляясь от себя и сосредоточиваясь на Боге, постоянно обращается к самому себе. Религия призвана таким чувствами и переживаниями как страх, радость, восторг, любовь. Фейербах предлагает следующие основные принципы объяснения религии, изложенные в основном труде, посвященной критике религии "Сущность христианства": 1) человек верит в богов не только потому, что имеет фантазию и чувства, а также потому, что ей присуще стремление быть счастливым, 2) она верит в совершенную существо том, что сама хочет быть совершенным 3. человек верит в бессмертное существо потому, что сама боится смерти и не хочет умирать. Религия, по мнению Фейербаха, парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире. Сущность Бога - это отчужденная сущность человека. Человек, считал он, создала за соей подобию духовное существо, которое наделила своими чертами (мудростью, силой, волей, добротой) и поклоняется своему творению. Так Бог - это сущность человека, перенесена на небо и противопоставлена ей. Человек - страждущим существо, природа не отвечает на ее страдания, надежды и мечты, человек творит Бога как свое отчуждение. Фейербах предлагает человечеству создание "новой религии", основанной на чувстве, сердечной отношении человека к человеку, любви между "Я" и "Ты".

Человек должен видеть в другом человеке Бога, относиться к ней как к Богу, а не поклоняться вымышленному существу. Это и приведет к преодолению религиозного отчуждения, по мнению Фейербаха.

В этот период идеи свободомыслия на Украине имели место в творчестве Т. Шевченко (1814-1861), И. Франко (1856-1916), Л. Украинская (1871-1913), М. Драгоманова (1841-1895) и др.. Характерными для их взглядов были откровенная критика отдельных религиозных догм, разоблачение антинародной деятельности служителей культа, осуждение связи церкви и светской власти, которые стояли на страже интересов господствующего слоя общества.

Атеизм XIX-XX вв. - Проявление радикализма в вольнодумстве. Антирелигиозные идеи классиков марксизма обращены не только к отдельным представителям образованной части общества, а до широких масс. Марксизм аккумулировал идеи предыдущей критики религиозных верований и, будучи по характеру социальной философией, связал критику религии с задачами перестройки социума.

К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) подчеркивали, что религия - это фантастическое отражение "в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы приобретают форму неземных ". Таким образом, религия дезориентирует человека и демонстрирует ее зависимость от социальных условий существования, закрепляет и оправдывает эту зависимость. Именно поэтому К. Маркс назвал религию "иллюзорным счастьем", "ложным мировоззрением».

Основными принципами марксистского атеизма являются: 1. Оценка религии как совокупности идей, порожденных зависимостью человека от стихийных сил природы и социальных условий жизни 2. Выяснение связи между религией и господствующими классами в обществе 3. Констатация того факта, что борьба с религией - это, в первую очередь, борьба с социальной несправедливостью и эксплуатацией 4. Вывод, по которому устранения религии служить раскрепощению творческой активности трудящихся масс в борьбе за изменение условий земной жизни формировать у людей уверенность в собственных силах, преподносить достоинство личности.


Критика религии марксизмом завершается утверждением, что "человек - высшее существо для человека", история - это не только процесс преобразования мира, но и самого человека - развитие человеческого в человеке. Устранение религии как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Специфической формой свободомыслия является нигилизм, основанный Ф. Ницше (1844-1900). Ницшеанство сформировалось в 70-х - 80-гг. XIX в., Но влияние его на социально-политические реалии XX в. слишком ощутимым. Объектом критики Ницше является христианство (работы "Антихристианина", "По ту сторону добра и зла"). Согласно Ницше, христианство - религия рабов. Оно только для них является благом и необходимостью, а для людей высшего типа оно узами. Поэтому религия - это проявление воли к власти низших, чтобы таким хитрым способом подчинить высших, мужественных людей. По отношению к христианству Ницше выступает нигилистом, отрицает его, предлагая переоценку основных христианских ценностей - любви к ближнему, честности, справедливости, сострадания. В связи с этим он противопоставлял античный мир, с йогом культом храбрых и мужественных воинов, христианскому миру, который культивирует страждущего человека. По его словам церковь уничтожила все мужественное, воинственное, властолюбивый, все инстинкты, свойственные высшему и наиболее удачному типу "человек". Религия, призывая к сочувствию, раскаяния, жертвенности, делает человека слабее. Существующую европейскую христианскую культуру он называет культурой упадка, декаданса, болезненности. Пытаясь выстроить новую систему ценностей, Ницше заявил: "Бог умер!". Это его приговор христианству. "Да здравствует Бог!" - Программа будущего. Сверхчеловек - человек сильной воли, которая сама задает себе нравственные ценности, сам решает что есть добро и зло, не признает осуждения других. В аспекте социально-политической буквально и грубо восприняты эти идеи имели ужасные последствия.



Загрузка...
Яндекс.Метрика