Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Классификация религий имеет давнюю историю. Расширение границ познания, секуляризация образования, культуры, повышение уровня жизни, глобализационные процессы предопределяют изменения в структуре, функциях и организации религии.

Общей тенденцией ХХ ст. стало возникновение так называемых "нетрадиционных религий", "позаконфенальных религий", "неорелигий", "новых религий", "тоталитарных сект", "нетрадиционных культов". Эти термины не являются вполне оправданными, поскольку они не точно отражают конкретно-исторический характер и специфику основы таких организаций. Известно, что по своей структуре и типу повседневной жизни они разнообразны. С одной стороны, существуют четко организационно и программно определены религиозные движения, которые, имея тысячные армии миссионеров, активно пропагандируют, рекламируют себя и распространяют собственную религиозно-экспансивную активность, с другой - является авторитарно-деспотические объединения, последователи которых находятся под неусыпным надзором своего лидера. Существуют также религиозные группы, которые собираются один-два раза в неделю для проведения коллективных мероприятий.

Если эти организации за пределами нашего государства имеют почти 50-летнюю историю, то для нас это явление совершенно новое, ведь сама

Украина является молодым государством. Во времена Советского Союза господствовали коммунистическая идеология и атеизм, традиционные религии тогда не приветствовались, не говоря уже о нетрадиционных. Советская власть строго контролировала ситуацию. Разрушение прежних основ жизни, границ, изменение основ мировоззрения сделали Украины ареной религиозных, иногда даже экзотических нововведений, как экспортируемых, так и созданных на собственной территории.

Численность нетрадиционных групп (по одним данным - 145, по другим - свыше 3000) и разнообразие их деятельности обусловили проблему их определения. Предлагаем обозначить их термином "новые религии". Поскольку речь идет о явление новое, то завершенной теории представить нельзя. Предлагаемый материал - это одна из точек зрения на проблему.

Что представляют собой новые религии? Известны две диаметрально противоположные их интерпретации:

1) светлая надежда современного человечества (позиция апологетов)

2) изящные проявления современного религиозного фанатизма, сети для человеческих душ (позиция критиков).


Отойдя от морализаторства по поводу новых религий, попробуем определить само явление.

Английская исследовательница Айлин Баркер определяет "новые религиозные движения" как малочисленные группы, которые могут появляться в пределах любой религии, предлагают изменение в догматах и культе, испытывают враждебное отношение извне, атипичные с позиции устойчивых социальных институтов. Первое поколение адептов формируется при живом учредителю. Баркер, таким образом, констатирует срок существования новой религии, охватывающий жизни одного-двух поколений в демографическом смысле этого понятия - "25-50 лет".

Украинские авторы В. Петрик и Е. Лихтенштейн в своей монографии дают такое определение новым религиям в Украине: "Это религиозные или мистические организации, культурно, ментально не укоренены в Украине, исторически унаследованные нашим народом от предыдущих поколений, не присущие его религиозной духовности "(Петрик В. М., Лихтенштейн Е. В., Семин С. В. и др.. Новейшие и нетрадиционные религии, мистические движения в общественно-политической сфере Украины. Монография (Учебно пособие). - К., 2002).

Таким образом, нетрадиционные религии возникают, с одной стороны, как новации в рамках существующих религий, претендующих на их обновление, с другой - как новые религиозные организации со своеобразным вероучением, жесткими правилами и авторитетом лидера.

Первые альтернативные религии появились в США в 60-70 годах ХХ ст., Потом нашли своих сторонников в Европе, а со временем и в странах постсоветского пространства. Будучи динамичным явлением, они непростым предметом для типологизации. Американский исследователь Теодор Роззак одним из первых сделал попытку систематизации новых, современных ему религий:

- Направления "иудо-христианского пробуждения": секты и коммуны движения Иисуса (новые п 'пятидесятники), харизматические конгрегации в христианских церквях;

- Восточные религии: дзен, тантризм, йога, суфизм, Бахаи, персональные гуру и массовые движения свами, движение Харе Кришна;

- Эзотерические исследования: теософия, каббализм, астрология, таро, магия, алхимия;

- Еупсихологични терапии: юнгианской психиатрия, гештальтп-сихотерапия, семинары Эрхарда, трансперсональная психология;

- "Неземное исцеления": акупунктура, гомеопатия, гипнотерапия, чтение ауры, иридология, медицинская астрология;

- Телесная терапия: сенсорное пробуждение, биоэнергетика, терапевтическая атлетика, соматологии, эргономия;

- Неопримитивизмом и язычество: колдовство и шаманизм Кас-танеды;

- Органицизм: экологический мистицизм, культ естественной пищи, биоритмика, фруктовые и другие диеты;

- "Вздорная наука": измерения состояния сознания, экстрасенсорные и парапсихологические исследования, упоминания предыдущей жизни под гипнозом, танатология;

- Психотроники: манипуляции мозгом наркотическими средствами;

- Поп-культура: псевдонаучная фантастика, уфология в варианте культа пришельцев и "тарелок".

Роззак включил в систематизацию новых религий и направления, которые якобы прямого отношения к религии не имеют (например, уфологию, захват новомодными диетами и способами избавления от телесных и душевных недугов), но в сознании людей сакрализуються и приобретают черты культа.

Русский философ Л. Митрохин. (Митрохин Л. Н. Религии "Нового века". - М., 1985) предложил условно разделить новые религии на три категории:

? культы, которые провозглашают себя новейшими вариантами христианства, предлагают уникальную "богооткровенну" истину и единственный путь спасения человечества (Семья любви, Церковь Армагеддона, Церковь живого слова, Церковь унификации);

? культы, которые ведут свою родословную с Востока (Движение Харе Кришна, Миссия божественного света, дзен-буддизм, организация здоровья, счастья и святости);

? объединения, которые занимаются преимущественно "духовными" упражнениями, психотерапевтическими сеансами и процедурами на основе религиозных спекуляций: церковь Синанон, Церковь сайентологии;

? российский религиовед Балагушкин Е. Г. анализируя современную нетрадиционной религиозности (вторая половина ХХ в.), Констатировал существование таких групп неорелигий:

? милленаристськи (протестные) движения, культы и секты: Дети Бога, Движение Харе Кришна, Движение Иисуса;

? религиозно-мистические движения: Церковь сайентологии, гуманистическая психотерапия, оккультные группы;

? "новые" "государственные религии" и "малые церкви": Церковь унификации, Сокка-гаккай.

Приведенные классификации не исчерпывают всей проблемы типологий-зации новых религий и фиксируют неодноплановисть явления. Некоторые вообще отказывает в Религиеведческом анализе организаций и движений, "устанавливают" контакты с внеземными цивилизациями или изучают биоритмы, способы оздоровления (например, систему Иванова), возможности нейролингвистического программирования, устраивают сеансы массовых исцелений). Проанализируем истоки, сущность и признаки нетрадиционных религий.



Загрузка...
Яндекс.Метрика