Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Чем обусловлено возникновение новых религий и массовая мода на них? Сегодня даже интеллектуалы-ученые и представители культурной элиты часто предпочитают религиозным нововведением. Почему новые религии так уверенно завоевывают поклонников?

Почему тренер футбольной команды на матч с международного первенства приглашает колдуна? Почему радио-и телеканалы сообщают о "точную" дату конца света и это не вызывает рациональной реакции со стороны общества: кто-то просто не обращает на эту информацию и воспринимает ее как странную, а кто-то пытается переждать трудное время в хранилище. Почему аферисты провозглашают себя мессиями и тысячи людей слепо поклоняются им? Это отдельные странные и негативные проявления деятельности новых религиозных организаций. Но есть и такие, которые вызывают, возможно, не увлечение, а уважение: массовые экологические акции, направленные на очистку целых районов городов, работа с наркоманами и другими маргинальными слоями населения, бесплатная организация досуга детей и подростков, что защищает их от пагубного влияния улицы .

Вопрос о причинах возникновения и быстрое распространение новых религий до конца не изучен и не предусматривает однозначного ответа. Считалось, что на Западе состав новых религиозных организаций охватывал преимущественно людей молодого возраста (18-35 лет) и средний класс. В экономически развитых обществах приоритетными для мыслящих людей стали вопросы смысла жизни, ответственности, вины, смерти, ценностей. Стремление духовных поисков по-новому заполнили нетрадиционные культы и новые религии, спрос на которые, например, в США имел место в 60-70 годах. Это был вообще время разрушения идеалов, чем и воспользовались новые пророки и мессии, создав Миссия божественного света, Церковь унификации, Движение Харе Кришна, Церковь сайентологии, которые одновременно являются и финансовыми империями.

Среди основных причин возникновения и распространения нетрадиционных религий целесообразно выделить:

1. Мировоззренческий вакуум, вызванный сдвигами в культуре и обществе в целом, и как следствие - отчуждение личности.

2. Кризисные ситуации в функционировании традиционных религиозных институтов.

Разные исследователи выделяют различные признаки новых религиозных организаций. Напомним, что принципы определяют составные части, позиции и роли, правила субординации и координации деятельности индивидов и отдельных звеньев религиозной организации.


Первичным элементом религиозной организации является религиозная суб-группа или сообщество, над которой надстраивается комплекс отношений, увенчанный центром объединения. Отдельные составляющие имеют собственную инфраструктуру, механизмы контроля за деятельностью индивидов, нормы религиозной морали, санкции и авторитеты.

Новые верования получили название, как уже отмечалось, новых религий и сект, а это значит, что они, несмотря на сходство (новить-ность), имеют специфические черты (организационного и догматического характера).

Относительно демократические новые религии представляют довольно широкие объединения, принадлежность к которым определяется преимущественно традицией (посещали организацию родители, посещают и дети) и членство в которых строго не контролируется ("Источник жизни", "Армия спасения", "Слово жизни"), вход и выход из которых являются добровольными.

Но подавляющее большинство религиозных новообразований существует по принципу сект, на характеристике которых мы акцентируем внимание. Напомним, что секта (от лат. Secta - направление, учение) - это относительно закрытое религиозное объединение, возникающее как оппозиция существующих религий и претендует на исключительность своей роли и доктрины и духовное перерождение своих членов и тяготеет к изоляционизму. С авторитарных и харизматических сект почти невозможно выйти. Современные ха-ризматични религиозные организации (секты) характеризует:

1. Наличие харизматического лидера, который уверяет, что он якобы получил новое уникальное "откровение" относительно Бога и реальности. Лидер выступает спасителем, небесным избранником, обов 'яз-ково имея свою легенду. Все, кто не разделяет его взглядов, не просто ошибаются, а являются последователями Зла.

2. Лидер создает особую "семью", или "коммуну", в которой его называют "отцом". Нередко члены этих семей принимают новые имена, отказываются от любых цифровых обозначений (дата рождения, адрес, номер дома, квартиры), после чего родственники и органы правопорядка не могут найти человека.

3. Семья отделяется от мира. Кровные родственники (родители, братья, сестры) объявляются посланцами Зла, если они имеют другие или альтернативные взгляды. Для сближения с новой "семьи семьей" предлагается признаться в бывших "грехах", что психологически обнажает новообращенного.

4. Руководители устанавливают для всех неоспоримые нормы поведения (но сами не всегда им следуют и, как правило, живут в других условиях, чем их последователи).


5. Группа придерживается апокалиптического взгляда на мир. Члены организации могут отказываться от собственного имущества в пользу организации и меняют место жительства.

6. Поощряется отказ от калорийной пищи и сна под предлогом духовных упражнений.

7. Применяется техника контроля за поведением новонавер-тых, что называется религиозной дисциплиной. Сначала новички попадают под групповое давление "бомбардировки любовь" ю "- объятия, групповые мероприятия, улыбающиеся лица. Со временем никого не оставляют наедине, загружая восприятия, зрение и слух.

Секта является сплоченным коллективом, вдохновенным групповыми целями. Вступив в него, новичок чувствует себя вроде долей "общей" дела, лишается чувства одиночества. Секты, религиозные организации рекламируются как оазисы "подлинной человечности", прообразы будущего коллективизма. Только в них, по словам руководителей сект, можно найти настоящую любовь, жертвенность, встретить родных людей, потому что речь идет не о церкви, а о "настоящей семью" во главе с суровым, но заботливым и всесильным "отцом" или, как в варианте с "Белым Братством", матерью "Марией Дэви-Христос".

Такие призывы привлекают юношей и девушек, у которых, возможно, не сложились отношения с родителями, которые имеют проблемы в обучении не находят в окружающей их среде. Традиционные религии с застывшей догматикой и консервативной структурой не всегда плодотворно противостоят динамическим "пророкам", чувствительным к изменениям в массовых настроениях. "Мессианский бизнес" имеет преимущества, он не предусматривает академического образования, дипломов признанных учебных и научных центров, а дает немалые финансовые прибыли и власть над людьми.

Реклама новых нетрадиционных верований сочетается с отработанной системой вербовки, которая опирается на технику "первого контакта". Коммуникабельны и подготовленные члены организации стремятся завязать знакомства на улицах, на вокзалах, в студенческих общежитиях, даже проводя массовые развлекательные мероприятия (шоу, дискотеки). Умело вызывая собеседника на откровенный разговор о его сомнения и тревоги, они ненавязчиво "язливо, мягко рассказывают ему о пребывании в своей общине, приглашают на молитвенные собрания или лекцию.

Как только человек, тронута первой встречей, приобщается к жизни общины, она попадает в мир особых отношений. По рекламным образом "настоящего отца" проступают черты диктатора. Деспотизм имеет общий характер, закрепляется внутренним распорядком, системой репрессивных мер. Стремясь обеспечить абсолютное влияние, лидеры харизматических сект делают все, чтобы изолировать членов организации физически и духовно от внешнего мира, отвратить от прежних ценностей, нейтрализовать личностное самосознание. Это происходит насыщенной программой коллективных мер, предусматривающая "семинары", коллективные молитвы и собеседования, повторения одних и тех же гимнов, зазубривание библейских текстов, ритуальные механические воздействия, вмешательства даже в интимные отношения, регламентирование чувств взаимной симпатии, права выбирать друзей и любимых вне общины. Можно констатировать ситуацию манипулирования сознанием готовых к этому индивидов. Девиз: "Не думай! Кто полагается на собственный разум - попадет в беду" подменяет сознание социально развитого человека сознанием ребенка, нет проблем, потому что за нее решения принимают старшие, которые защитят ее накажут. Депрограматоры (специалисты-психологи, которые работают с людьми после их пребывания в тоталитарных сектах) утверждают, что иногда человек превращается в растение, социального инвалида, и предлагают два пути выхода из таких сект:

1. Депрограмування проявляется в том, что, как правило, родные насильно забирают адепта из секты и изолируют. Этот способ, по мнению специалистов, малоэффективен и завершается возвращением в секту.

2. Консультирования о выходе - более эффективный, но длительный способ. Заключается в том, что адепты дается информация и право самому принять решение о выходе из секты или пребывания в ней.

О чем бы ни говорили наставники новых религиозных организаций, их проповеди в конце концов сводятся к предсказанию вселенской катастрофы и претензии на спасение душ. Новые мессии, окружая себя ореолом исключительности, часто мотивируются стремлением раз поряд-жаться чужими судьбами и удовлетворять честолюбие. По проектам спасения цивилизации, распространение "новой морали" и нового религиозного опыта часто скрывается банальное желание новых Спасителя обогатиться и трагедия семьи, родителей, которые теряют свя я-зок и понимание со своими детьми.

Обращаем внимание на характеристику некоторых новых религий, распространенных за пределами Украины.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии