Большинство членов ранней мусульманской общины называли себя суннитами (от араб. Ахл-ассунна валджамаа - «люди Сунны и согласия») Сунниты придерживались мнения, что духовная, или религиозная власть, и светская должны принадлежать
религиозной общине, а внутри нее - тому, кого будет избран. Они считали, что точно выполняют предписания Корана, утверждение Мухаммада и его единоверцев. Признаком правоверия считали обращение к традициям. Разум человека изначально направлен на дела, а не на слова, он необходим для осуществления добрых намерений, а не для абстрактных рассуждений. Тратить на это время - дело пустое и опасная впадением в ересь. Верующий обязан подчиняться законной власти правителя, избранного единодушному мнению общины. Даже если правитель НЕ праведный, нельзя перестать считать себя его подданным. Доверяет-нин должен уклоняться от участия в актах неповиновения и общение с еретиками.
Согласно большинству источников, на 2010 г. около 85% мусульман составляют сунниты, а примерно 15% - шииты.
Сторонники крайне строгих правил в исполнении веры называли себя хариджитов (от араб. Хаваридж - «восставшие»). Они считали общину единоверцев воплощением правды и справедливости и готовы были признать власть только того, кого выберет общество. Они пытались внедрить принцип выборности халифа, подчинить правителя воли народа, утвердить высокие моральные требования к поведению всех мусульман.
Численность хариджитов в конце ХХ в., По разным оценкам, составляла от 1 до 3 млн человек. Хариджизм царит преимущественно в Омане.
Загрузка...