Слово «суфий» происходит от арабского «суф» - «шерсть». Суфий - человек, одетый в шерстяное одеяние аскетов. Мусульманские подвижники переняли эту одежду у христианских отшельников.
«Одеться в шерсть» означало стать монахом.
На начальном этапе движение суфисты объединял проповедников благочестия и воздержания, которые выступали за отказ от мирской суеты и строгое соблюдение Сунны. Это выражалось в увеличении числа молитв, соблюдении дополнительных постов и суровых обетов умеренность в еде, питье и одежде. Аскеты тщательно различали разрешено и запрещено, никогда не сотрудничали с властью, довольствуясь тем, что давал им в земной жизни Аллах, и стойко переносили все жизненные невзгоды. Выполнение этих добровольных обязательств перед Богом ранние суфии воспринимали как испытания, ведет к Богу. Длительный путь очищения и познания был для них единственной гарантией личного спасения.
Следующий этап становления суфизма разделил его на два направления:
8 умеренный, сторонники которого были склонны к аскетизму;
8 крайний, ориентированный на мистическое переживание и экстаз, сторонники которого составили для себя собственные этику и психологию суфизма.
Важным элементом суфизма уже на раннем этапе было наставничество - овладение основ обучения под руководством опытного учителя. Без него суфий начинающий рисковал в поисках истины сбиться с верного пути, потерять голову и здоровья. С развитием суфизма появлялась специальная литература, в которой были изложены правила поведения ученика, описаны качества истинного наставника. Исключительную роль в развитии суфизма сыграли обители (их называли «рибат») - что-то вроде монастырей. Они были убежищами для путешествующих суфиев или дервишей (с персидского - «нищий»).
В самосовершенствовании суфиев различают четыре формы познания, символами которых четыре жидкости.
Первая форма - восприятие и постижение явлений окружающего мира с помощью органов чувств и ума - доступна практически каждому человеку без особой подготовки. Именно эта форма создала науку. Ее символом является вода: она легко усваивается, но мало что дает человеку, хотя жизнь без нее невозможно.
Вторая форма - интуитивное познание. Главную роль здесь играет воображение человека. С этой формой познания связаны искусство и литература. Символ интуитивного познания - молоко, жидкость более питательная, чем вода. Третья форма познания - опыт пророков и святых. Пророк имеет дело с реальностью, воздействует на органы чувств, он видит и слышит то, чего не видят и не слышат другие. Символом этой формы познания суфии считали мед - жидкость не только питательную, но и приятную на вкус.
И, наконец, четвертая форма - для специально подготовленных людей, которые развили в себе духовное восприятие. Такое познание становится Божественным озарением. Символом четвертой формы познания является вино разрушает границы человеческого Я.
Многие из любителей поэзии знают замечательные рубаи (четверостишия) Омара Хайяма (1048-1131). Он является автором многих математических работ, руководитель крупнейшей в то время обсерватории в Исфахане (Иран), известный врач и суфий.
День каждый услаждая вином -
Нэт, каждый время,
Ведь может Лишь оно мудрее сделать нас.
Когда бы некогда Иблис
Вина напился -
Перед Адамом он склонился бы двести раз!
В этом и других рубаи поэт воспевает вино Божественной мудрости, доступное только посвященным, а не общедоступный напиток!
И Исламский календарь
Мусульманское летоисчисление ведут с 16 июля 622 г. - даты начала переселения (хиджры) мусульман из Мекки в Медину. За основу отсчета взят лунный календарь, год разделен на 12 месяцев и длится 354 дня. Лунный месяц короче солнечный, поэтому даты лунного календаря ежегодно сдвигаются, наступая на 11 дней раньше, чем в предыдущем году. Так, начало нового года в 1996 г. у мусульман пришелся на 19 мая, а начало нового года следующего, 1997, года - на 8 мая. Все нечетные месяцы имеют по 30 дней, а все четные - по 29 дней. Последний, 12-й, месяц в високосном году также содержит на один день больше - не 29, а 30 дней.
Загрузка...