Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИКИ. Термин "политика" происходит от древнегреческого слова polis (город-государство) и связанных с ним politeia (конституция), politike (искусство управления), politicas (государственный деятель), polites (гражданин). С

учетом социального назначения политики она может быть определена как деятельность по руководству и управлению обществом на основе публичной власти.

Политика возникла одновременно с социальной, этнической и религиозной дифференциацией общества. Она возникла как насущная потребность в социальной силе, способной обеспечить реализацию личных, групповых, общественных интересов, регулирование отношений между людьми для сохранения целостности общества.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЕ ПОЛИТИКИ:

- Общенаучный подход - сфера человеческой деятельности;

- Директивный подход - борьба за власть и искусство властвования;

- Марксистский подход - отношения классов, сословий, социальных групп, наций;

- Институциональный подход - связан с функционированием правительственных структур и лиц, осуществляющих управление;

- Функциональный подход - распределение обязанностей и полномочий в целостном общественном организме при их согласования);

- Коммуникативный подход - как специфический способ взаимодействия, с помощью которого выясняется цель сообщества, общие интересы субъектов взаимодействия, разрабатываются общие и обязательные правила

поведения.

- Обыденно-публицистический подход - направление или способ деятельности;

нравственно-циничный подход - средство достижения эгоистических целей;

ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПОЛИТИКИ:

По сфере общественной жизни - экономическая, национальная, экологическая, военная, социальная, научно-техническая, культурная.

По объекту воздействия - внутренняя, внешняя.

По субъекту политики - государственная, партийная, общественных организаций и движений.

По масштабам - международная мировая, локальная, региональная.

По сроку действия - краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная.

В целях - политика нейтралитета, национального примирения, политика "открытых дверей", политика "большого скачка", политика компромисса.

ВИДЫ ПОЛИТИКИ. В наиболее общем виде по направленности политика каждого отдельного государства делится на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя политика - это деятельность государства и других политических институтов, которая охватывает различные сферы общественной жизни и направлена на сохранение, реформирования или коренное изменение существующих общественных отношений.

Основные виды внутренней политики различаются в зависимости от важнейших сфер общественной жизни. Такими видами являются экономическая, социальная и культурная политика. Каждый из этих видов политики направлен на регулирование определенного вида общественных отношений и, в свою очередь, состоит из ряда разновидностей.

Экономическую политику составляют промышленная, аграрная, финансовая, инвестиционная, структурная, научно-техническая, внешнеэкономическая и другие виды политики.

Социальную политику различаются в зависимости от групп социальных общностей как ее объектов. Такими разновидностями являются политика социального партнерства, направленная на регулирование отношений между общественными классами, этническая или национальная, демографическая, молодежная, пенсионная, региональная политика и т.д.. Отраслевыми видами социальной политики является жилая, политика в области здравоохранения, образовательная политика.

Культурная политика охватывает сферу духовной жизни общества,

ее разновидностями являются, например, политика в области искусства, в сфере науки и образования. Существуют разновидности внутренней политики, в определенной степени являются промежуточными между ее основными видами. Так, налоговая политика промежуточная между экономической и социальной, образовательная - между социальной и культурной.

По полноте охвата сфер общественной жизни и влиянием на общество можно выделить следующие разновидности политики, как оборонная, экологическая, в сфере науки.

Государственная политика - выступает важнейшим видом политики.

Зависимости от институциональных составляющих государства оно может делиться на политику правительства, главы государства, парламента, отдельных министерств и т.п.. Свои особенности имеет политика политических партий и их различных объединений (избирательных блоков, правительственных коалиций и т.п.), общественно-политических организаций - профсоюзов, молодежных, женских и других объединений.

Внешняя политика, направленная на регулирование отношений с другими государствами и международными организациями, ее разделяют на стратегическую и тактическую, или текущую. Ее может проводить только государство.

Стратегическая политика ориентирована на выбор наиболее значимых целей развития общества в целом или его отдельных составляющих, определение важнейших направлений, методов и средств их достижения и рассчитана на относительно длительный период.

Тактическая или текущая, политика - это политическая деятельность в каждой конкретной ситуации, направленная на реализацию поставленных стратегических целей. Она подчиняется стратегической политике и предполагает гибкость, оперативность в применении методов и средств.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИКИ:

Универсальность политики заключается в ее всеобъемлющем характере, способности влиять практически на любые стороны и элементы жизнедеятельности общества, начиная с масштабов государства и заканчивая индивидуальными чертами характера человека.

Инклюзивность (от лат. Includere - включать) политики - это ее способность неограниченное проникать во все сферы общественной жизни.

Атрибутивность политики проявляется в ее способности сочетаться с неполитичными общественными феноменами, отношениями и сферами, образуя другие виды общественных отношений и сферы общественной жизни.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ:

- Выражение властно значимых интересов всех групп и слоев населения;

- Интеграция различных слоев населения, поддержание целостности общественной системы;

- Управление и руководство общественными процессами, обеспечения цивилизованного диалога между гражданами и государством;

- Обеспечение инновационности социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами;

- Социализация личности.

СРЕДСТВА ПОЛИТИКИ:

Функции политики реализуются с помощью ряда средств. Такими средствами являются право и принуждение (как важнейшие средства осуществления власти), а также мораль, язык, символика и т.п..

Принуждение, насилие доминировали в политике на протяжении всей истории человечества. В современных демократических государствах в политике преобладают право и мораль. Это вовсе не означает отказа от принуждения. Эффективная политика предполагает оптимальное сочетание принуждения, права и морали. В случае отсутствия оптимального соотношения этих средств политика теряет свою способность выражать интегрированный общественный интерес.

Соотношение в политике принуждения и права в значительной мере зависит от нравственного состояния общества. Чем выше уровень нравственности общества, тем больший объем правового регулирования общественных отношений, и наоборот, низкий уровень морального состояния общества требует использования в увеличенном объеме принуждения.

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ - это лица и социумы, а также созданные ими учреждения и организации, которые активно, сознательное участие в политическом процессе. Осознание политических интересов социальными группами делает их субъектами политики, а непонимание этих интересов - объектами политики.

Типы субъектов политики:

Первый тип называют паройкиальним (от греч. "Пара" - вокруг и "Ойкос" - дом, хозяйство). Этот тип субъектов политики живет непосредственно интересами ближайшего окружения. У его представителей крайне ограничено или вообще отсутствует осознание политической системы как четкого и специализированного образования.

Второй тип - это субъект-подданный, для которого характерно сознательное выполнение приказа, обязанности. Представители этого типа могут осознавать значение многих управленческих ролей, однако не обладают конкретным знанием того, как они могут влиять на политическую систему.

Третий тип политических субъектов - это участник, или партисипант (от франц. Participant - участник). Это активный и сознательных субъект политики, формирует ряд специальных отношений к политическим институтам, а также к тем ролей, которые он способен в них играть.

Группы субъектов политики (по характеру и месту, которое они занимают в общественной структуре):

Социальными субъектами политики являются индивиды и различные социальные общности. Существует пять основных групп таких общностей:

социально-классовые, этнические, демографические, профессиональные, территориальные. Главной их особенностью является то, что они сформировались в процессе исторического развития объективно, то есть независимо от сознания и воли людей.

Институциональные субъекты политики, каковы политические институты, наоборот, выступают результатом сознательной целенаправленной деятельности людей. Политическими институтами являются такие политические учреждения, как государство и его структурные элементы (глава государства, парламент, правительство), политические партии, общественно-политические организации и движения, органы местного самоуправления и др.. Поскольку институциональные субъекты политики производные от социальных, они называются еще вторичными, тогда как социальные - первичными.

Функциональные субъекты политики являются общественными институтами, которые не выполняют политическую функцию постоянно, а участвуют в политике лишь ситуативно, при определенных условиях, вступая во взаимодействие с политическими институтами. Это, например, церковь, армия, большинство общественных организаций, средства массовой информации, различные экономические объединения и т.п.. Указанное разграничение субъектов политики, особенно второй и третьей групп, не является абсолютным. Функциональные субъекты политики могут превращаться в институциональные, и наоборот.

Политическая субъектность многих социальных общностей, например классов или наций, проявляется лишь через политические институты.

Важно также учитывать различия между субъектами политики в зависимости от их отношения к власти. Одни из них (государство, правящая партия, политические лидеры) непосредственно осуществляют процесс властвования и управления, другие (оппозиционные партии, общественные организации, избиратели и др.) могут лишь в той или иной мере участвовать в политической жизни, подчиняясь чужой воле и защищая собственные интересы.

Субъекты политики, которые имеют скрытые групповые интересы:

Клан - это малая группа, пытается путем закулисных действий занять господствующее положение в определенной политической структуре (партии, группе давления, правительстве);

Мафия - строго иерархизована и глубоко законспирированная организация, пытается достичь корыстных целей в рамках не только какой-либо организации, но и всего общества. В отличие от организованной преступности мафия тесно связана с политикой;

Семейно земляческие группировки основном существуют на низших уровнях власти, но поддерживают контакты с представителями высших политических кругов. Такие связи могут играть важную роль при формировании высших эшелонов власти (президент при формировании кабинета министров предпочитает лицам из близкого ему окружения).

ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ - все явления политической и общественной жизни, на которые направлена деятельность субъектов политики. Ими могут быть элементы политической, экономической, правовой и культурно-духовной подсистем общества, а также социумы и отдельные лица.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА - является совокупным, обобщающим понятием современного понимания политики. Функционирование политических субъектов (народ, партия, государство, нация, политические лидеры и проч.) В соответствии с присущими для них интересами и задачами, формирование в связи с этим политических отношений и процессов составляют политическую жизнь общества.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии