Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Политический процесс является специфической категорией политологии, получила неоднозначное толкование: его отождествляют с понятием политики в целом (Р. Доуз), видят специфику политических процессов в результатах

функционирования политической системы (Т. Парсонс) или в динамике борьбы субъектов политики по статусы и власть (Р. Дарендорф), а также в политическом поведении субъектов политики в ходе реализации своей цели (Ч. Мерриам). Исходя из этого, делаем вывод, что в содержании любого политического процесса присутствуют изменения, деятельность людей и их конфликты, а также функционируют определенные институты и достигается результат.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - это совокупность институционализированных и неинституализованная действий субъектов политики, осуществляющих формирование и реализацию общей коллективной властью воли общества. Западные политологи подчеркивают, что политический процесс является ориентационным понятием, которое обеспечивает диалог людей и культур, но не определяет его конечного результата.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Политический процесс является одним из общественных процессов и отличается от правового, экономического, идеологического, духовно-культурного своим качественным характеристикам:

во-первых, он является определением конкретного, с конечным результатом процесса определенного масштаба (например, формирование определенной партии, проведение выборов и т.д.);

во-вторых, отражает реальное взаимодействие субъектов политики;

в-третьих, показывает как индивиды, социальные группы и институты власти со всеми своими стереотипами, целями и предрассудками взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя при этом свои специфические социальные роли и функции.

Источником развития политических процессов выступают противоречия внутри политической системы. Существует три группы таких противоречий и все, кто участвует в политическом процессе, обязательно должны это учитывать:

во-первых, противоречия части (определенного класса, политической партии) и целого (народ в целом);

во-вторых, противоречия внутри части (разделение общества на классы, социальные группы носит условный характер и противоречия сохраняются всегда);

в-третьих, противоречия части по отношению к своему авангарду (политическая партия, которая должна выражать интересы определенной части народа не соблюдает своей программы, отрывает массы от верхушки партии).

В конце 50-х годов XX в. возник самостоятельное направление анализа политического процесса - теория политической модернизации, суть которой заключается в описании характера и направлений перехода от традиционного к рациональному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений и преобразований нормативно-ценностной системы. Поскольку именно политическая система должна быть как можно более адаптированной к новым проблемам, порожденных общественно-политическими изменениями, то одним из главных задач политической модернизации является формирование политической системы социального действия. Институционализация политической структуры также является важной целью, ведь совершенствование традиционных институтов, в процессе модернизации существенно меняют свои функции и характер деятельности или вообще реформируемых в новые структуры, является необходимым. Процесс модернизации должен альтернативный характер, вместе с тем можем говорить об определенных стандарты в организации экономики, политики, социальных отношений (как-то товарно-денежный регулятор производства, увеличение затрат на образование, рост роли науки в рационализации экономических отношений, содействие как можно большему социальной мобильности населения, плюралистическая организация власти, рост политических коммуникаций и многие другие тенденции).

СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ состоит из следующих этапов:

- Этап представления политических интересов групп институтам, принимающих управленческие решения (включает выявление, формирование, пропаганду политических интересов индивидов, сообществ, организаций и движений). Поскольку организованные и неорганизованные ассоциации граждан имеют различный характер и регулярность в представительстве своих интересов, то центральным моментом на данном этапе является электоральный процесс. Политологи советуют обращать особое внимание на способы, которыми политическая элита влияет на результаты голосования, социальную структуру, этнический состав, уровень образования, доминирующие ценности и т.п.

- Этап выработки, принятия и реализация политических решений. Эта стадия включает выделение из политического контекста проблем, сбор информации, рассмотрение различных возможных альтернатив. Также обязательно учитывается конституционно закреплен в государстве порядок принятия решений и сведения о лицах, выступающих от имени государства и ту конкретную ситуацию, в которой производится общая воля.

- Этап реализации политической воли, выраженной в форме управленческих решений, а также распределения и перераспределения ресурсов власти; контроля за элитой и политической мобилизацией граждан. На данном этапе определяющим является вопрос выбора адекватных средств и методов политического регулирования (насильственных или ненасильственных, идеологизированных или неидеологизованих и т.п.). В политической науке различают три режима политического процесса, характеризуются активизацией действий социальных групп, использующих различные институты власти для удовлетворения своих интересов: режим функционирования, развития и упадка.

Режим функционирование не выводит политическую систему за рамки взаимоотношений граждан и институтов государственной власти, сложившиеся в настоящее время. В этом режиме политический процесс отражает простое воспроизводство структурами власти рутинных, каждый раз повторяющихся отношений между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления.

Режим развития означает, что структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, позволяющий адекватно отвечать на новые социальные требования населения и призыв времени. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги поняли цели и нашли методы управления, соответствующие изменениям, происходящим в социальной структуре общества, а также изменениям в соотношении политических сил внутри страны и на международной арене.

Режим упадка и распада политической целостности имеет место когда центробежные силы и тенденции поднимаются над интеграционными и приводят к развалу установленного режима правления. Как следствие - правящая элита теряет способность управлять обществом и регулировать социально-правовые отношения, а сам политический режим теряет стабильность и легитимность.

Политические процессы воплощают в себе социальные и политические изменения, которые являются результатом сложного взаимодействия политических, социальных и ряда других факторов. Результаты политического процесса зависят от совокупности независимых переменных (наличие ресурсов; благоприятных или неблагоприятных условий; внешнее окружение; вмешательства неожиданных, случайных факторов и т.д.), а также от зависимых переменных, имеющихся в самом политическому процессу (избранных средств, способов, методов , исполнителей и отношений между ними). Большая часть независимых переменных может и должна быть учтена в проекте политического процесса, так же как и зависимых (однако именно эта вторая группа факторов больше всего способна нарушить политический процесс).

ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

- Революция и реформа;

- Политический кризис и политический конфликт;

- Политическое решение и политический плюрализм;

- Восстание, бунт, мятеж, путч;

- Политическая кампания и прямое в политике.

Революция представляет собой способ решения внутренних конфликтов, является следствием глубинных социально-экономических государственных процессов. Как метко отметил Ж. Петан, "Рано или поздно каждая последняя революция оказывается предпоследней". Ч. Джонсон в своей концепции революции отмечает, что в случае неспособности общества изменить свои институты согласно внутренним и внешним изменениям общественная система теряет равновесие, и является основным условием для возникновения революции. Нестабильность заставляет массы к поиску новых лидеров, одновременно существующая власть стремительно теряет поддержку большей части населения. Предотвратить революции можно опередив оппозицию или с помощью силы. П. Сорокин в работе "Социология революции" наиболее важными причинами революций называет голод (угнетение инстинкта питания), невозможность удовлетворить потребности в жилье, одежде даже в минимальном объеме, господство бедности и нищеты одних на фоне процветания других, деспотические экзекуции, массовые казни (подавление инстинкта самосохранения), гонения религиозного характера и др.. Необходимыми условиями революционного взрыва, по его мнению, есть два момента: массовое недовольство существующим порядком и неспособность правящей элиты разработать контрмеры, чтобы хотя бы частично изменить условия и направить недовольство масс и нереволюционным русло.

Наряду с революциями формами достижения политической власти являются политические перевороты, которые не приводят к коренным социально-политических и экономических изменений, а лишь к персональным перестановок в центре власти. Известны: государственные перевороты - форма смены главы государства или правительства, приход к власти новых политических сил со стороны представителей аппарата власти или определенных кругов правящих классов, "дворцовые" перевороты - форма смены власти определенным кругом лиц, находящихся при дворе; путче - форма борьбы за власть посредством использования репрессивных мер и помощи части армии, военные заговоры - форма установления власти военными, не предусмотрена законами и опирающейся на военную силу, которая выражает интересы военно-промышленного комплекса.

Другой формой мирового политического процесса является эволюция (поступательное развитие), главным инструментом которой является реформа. Наиболее распространено понимание реформы (от лат. "Превращать") как изменения какой-либо существенной сферы жизни общества при сохранении основ его экономического и социального строя. Реформа является повседневной реальностью в большинстве стран мира, поскольку сама жизнь заставляет общество перестраивать государственные структуры и институты, приспосабливая устаревшие конструкции к новым условиям. Они могут быть социальными, экономическими, политическими, их направленность может иметь сохраняющий или преобразующий характер, быть системными или касаться отдельных общественных сфер (реформа образования, военная и т.п.) и т.п.

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. В западной политологии существуют следующие системы типологизации политических процессов:

- По значимости для общества политические процессы делятся на базовые (характеризующие способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политической элиты) и периферийные (отражающие динамику формирования политических партий, групп давления , развитие местного самоуправления и т.п.);

- С точки зрения участия масс в политической жизни определяют такие, что задействуют - демократические и такие, которые не задействуют - антидемократические, тоталитарные политические процессы, в последних преобладают навязанные гражданам формы политических отношений и жестко централизованные методы принятия управленческих решений;

- Американский политолог Л. Бередст в основу классификации политических процессов положил понятие народа как основного субъекта политики. Он определяет такие их разновидности: прямая демократия (схема которой такова: народ - законодательный процесс), представительная демократия (действующий по следующей схеме: народ - законодатель - законодательный процесс), плюралистическая демократия (действует по схеме: народ - группы давления - законодатель - законодательный процесс);

- По критерию публичности политический процесс может быть открыт (характерен тем, что политические интересы граждан оказываются систематически в электоральных волеизъявления, программах партий и общественных движений, а социальные контакты базируются на демократических принципах и процедурах) и теневой (основывается на публично неоформленных институтах и центрах власти , на не легализировано и непризнанных обществом структурах или реальный политический процесс, которому препятствуют в легализации и он приобретает характер неуправляемости и неопределенности).

Разновидностями политического процесса является политическая социализация, политическое участие, политические изменения и политическое развитие.

Политическая социализация - это процесс вхождения человека в мир политики, усвоение им опыта, норм и традиций политической культуры.

Политические изменения - это увеличение в структурных и функциональных особенностях политических явлений доли нового, что обеспечивает как самовоспроизведению, так и обновление общественно-политического организма.

Политическое развитие - это переход от одного политического состояния в другое, качественно совершенного, от простого к более сложному, обусловленный ростом и изменениями политической культуры, овладения новыми формами политической деятельности.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии