Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В эпоху Средневековья политические знания приобрели религиозно - этической формы. Политические проблемы рассматривались как составная проблем теологических. Именно так объяснял их большой католический теолог АВГУСТИН

Аврелий (353-430 г. до н. Э). По его мнению, деятельность государства должна быть всесторонне подчинена реализации воли Божьей. Если она от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого заключается в реализации общего блага, которое дается Богом. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходит от божьей воли. Он обосновывает принцип безусловного приоритета церковной власти перед светской, от которой и происходят острые политические и теоретические коллизии. Сущность власти, определяемая Бог благодатная, но конкретные ее формы, реализуемые человеком, могут быть позорными и противоречить божественной воле. Этом люди могут избежать, если осознают общий порядок изменений, установленный Богом. Законы государства должны гармонично сосуществовать с этим общим законом и направить поведение людей в соответствии с ним. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не выполнять ее требования.

Уход от теологической интерпретации политики произошел в эпоху Возрождения и был связан прежде с работами и взглядами Никколо Макиавелли.

Никколо МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527) - ярким представитель политической мысли, знаменитый итальянский мыслитель и политик. Основные труды - "Правитель" (1513), «Размышления на первую декаду Тита Ливия" (1519), "История Флоренции" (1532). Его считают создателем новой науки о политике. Макиавелли пришел к выводу о тесной связи права с интересами людей, стоящих у власти.

Его идеи "подарили" жизнь современным социологическим теориям элит (В. Парето, Г. Моска, Ч. Миллс). На него, как на авторитет и предтечу ссылаются теоретики бюрократии (М. Вебер, Р. Михельс), коррупции (С. Хантингтон), политического прогнозирования (Д. Белл, Г. Кан, Э. Винер). Задолго до Конта он выдвинул идею "общественного консенсуса". Да и само понятие stato, т.е., "государство" обязано своим появлением прежде Макиавелли, впервые применил его для обозначения политической организации общества.

Макиавелли не только увидел появление крупных национальных государств, но и указал развития буржуазной государственности: абсолютистскую и республиканскую. Он считал, что необходимо выбирать лучшую государственную форму в зависимости от соотношения сил на политической арене, взаимодействия всех элементов формы государства от задач, стоящих перед ней. То, что хорошо в одно время, может быть непригодным для другого. Важные для нас и его другие мнения о том, что не надо пытаться установить демократию в развращенном обществе, или, наоборот, монархии - в обществе свободолюбивого.

ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ПРАВЛЕНИЯ - один из принципов политической теории Макиавелли, который говорит: выбор средств относительный ситуации, оценка результата относительная средствам, а все вместе - цель, средства и ситуация - должны соотноситься между собой. Например, многочисленные казни нельзя оправдать с точки зрения высших принципов, но это необходимо сделать с точки зрения целей или конкретной ситуации. Эти идеи изложены Н. Макиавелли главным образом в его исторических трудах. Принципиально иными являются его взгляды, представленные в трактате "Правитель" (в оригинале эта работа называется "II ргипсире", что означает "единоличный правитель"). Основное содержание этой работы составляют изображения образа идеального, по мнению Макиавелли, правителя и рекомендации относительно того, как ему осуществлять и укреплять свою власть.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛИТИКИ И МОРАЛИ - второй принцип. Политику нельзя судить по нравственных позиций: неуместно постигать и решать политические проблемы, руководствуясь моральными соображениями, потому что власть, политика уже по своей природе внеморальные явлениями. Макиавелли утверждал, что ради достижения политических целей правитель может использовать любые средства, несмотря на требования морали: прибегать к обману, действовать лестью и грубой силой, физически уничтожать своих политических противников и т.д.. Правитель должен быть похожим на сильного льва, чтобы препятствовать волков, и на хитрого лиса, чтобы не попасть в ловушку. По сути дела, отграничения политики от морали превратилось в проповедь Н. Макиавелли аморализма в политике. Политика, в понимании мыслителя, - это сфера коварства и вероломства. Времени аморальная политика по принципу "цель оправдывает средства" получила название "макиавеллизма".

Позиция Макиавелли объясняется одной из основных аксиом его политической философии - мыслью о том, что люди по своей природе порочны, эгоистичными и злыми существами, их заботят не благо государства, а прежде всего собственные материальные интересы. Н. Макиавелли подчеркивал, что люди могут смириться с потерей свободы, власти, даже со смертью отца, но никогда и никому не простят потери собственного имущества. Политика призвана отвечать порочной природе людей. Правитель должен быть уверенным, что знать - честолюбива, а народ - чернь, которая увлекается внешними эффектами и успехом. Покорность подданных лучше гарантируют принуждение и страх.

УЧЕТ циклического развития ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ - третий принцип политической теории Макиавелли (демократия - олигархия - аристократия - монархия).

Циклическое развитие форм правления в нем напоминает идею кругооборота, взаемообертання добра и зла. Он считает, что политические перевороты свидетельствуют о непрочность даже прогрессивного режима, так как его сбрасывают, а на смену приходит тирания. Макиавелли определил, что существуют три правильных, или основных форм правления - монархия, аристократия и народное правление, и три плохих, или искаженных - тирания, олигархия и анархия. Вторые так похожи на первых, легко переходят одна в другую: монархия легко переходит в тиранию, а демократия - в анархию. Основатель любой из трех правильных форм правления способен установить ее лишь на небольшое время, потому что никакой средство не удержит ее от превращения в свою противоположность. Конкретный политический идеал Макиавелли - республика.

По мнению мыслителя, самосохранения и укрепления политической власти любыми средствами является доминирующим интересом государственности. В целом Н. Макиавелли сделал весомый вклад в развитие политической мысли, и западная политология считает его основателем науки о политике.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии