По Нового времени сформировались основные национальные школы политической мысли, совершенствовались актуальны и для настоящего политические идеи. Основные идеи этого периода были связаны с развитием двух теорий: общественного
договора и естественного права. Фактически мыслители этого периода пытались дать ответ на вопрос: кто для кого существует - государство для человека, или человек для государства?
ОСОБЕННОСТИ развития политических знаний Нового времени:
- Анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни;
- Формирование либеральной политической идеологии;
- Обоснование необходимости разделения властей;
- Анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;
- Формирование концепции прав человека и гражданина.
ТОМАС ГОББС (1588-1679) - автор знаменитого "Левиафану", представителя английской политической мысли По мнению Гоббса, человек - не общественно-политическое существо, а эгоистическая животное ("человек человеку - волк"). Ровная от природы, она получает "право на все", которое в условиях сплошного эгоизма, честолюбия превращается в "право ни на что", в войну всех против всех. Для формирования состояния "человек человеку бог" возникает искусственная организация - государство, отбирает у индивидов естественные права, кроме права на физическую жизнь. Безграничные права государства сосредоточиваются в руках абсолютного монарха, а потому разделение властей на ветви недопустим, потому что опять приведет к гражданской войне. Власть суверена-монарха не подлежит контролю, он - над законом.
По Гоббсу, государство - это и есть общество, а общество - это и есть государство, которые возвышаются над человеком. То есть, по Гоббсу - человек существует для государства, отсюда возникла вся школа тоталитарных учений.
ДЖОН ЛОКК (1632-1704) - главный основатель классического либерализма. Локк был выразителем либерально-демократического направления английской политической мысли. В работе "Два трактата о государственном правлении" он первым среди мыслителей уровне в цепочке "человек - общество - государство" поставил на первое место человека (потребности и интересы человека), на второе - потребности и интересы общества и только на третье - потребности и интересы государства. Этот подход впоследствии был положен в основу политической доктрины классического либерализма.
Государство, по Локку, возникла не вследствие «войны всех против всех", а из первоначального мира и согласия среди равных и свободных людей для обеспечения этих природных, неотчуждаемых прав и защиты частной собственности. Люди, передав государству права, не теряют их. Государство охраняет такие права. А самой совершенной формой государства является не абсолютная, а конституционная монархия. Гарантом предотвращения в ней политического произвола в отношении лица должен быть разделение властей на законодательную, исполнительную (в т.ч. и судебной) и союзное (занимается внешней политикой). Такое разделение следует осуществлять на основе и принципах верховенства закона, которому подчиняются все, в т.ч. и законодатели.
Локк выводит три основных права человека, которые в литературе получили впоследствии название »не отчуждены": право на жизнь, право на свободу, право на собственность.
ШАРЛЬ Луи Монтескье (1689-1755) - французский правовед, просветитель, один из основателей новой политической науки. В своих работах - "Персидские письма", "Размышления о причинах величия римлян и их упадка", "О духе законов" - он отмечает, что главная задача государства - обеспечить человеку политические свободы (возможность делать все, разрешено законами, и не делать того , что законами запрещено, потому что тогда такой свободы не будет ни для кого), и гражданские свободы (спокойствие духа, чувство гражданской безопасности, предотвращения необоснованных частным и публичным обвинением индивида, гуманное уголовное законодательство, неукоснительное соблюдение правил судопроизводства, недопущения деспотизма и злоупотреблений со стороны должностных лиц, строгое соблюдение законов и неподвижный режим законности).
Монтескье утверждал, что такое обеспечение политических и гражданских свобод возможно лишь при существовании в государстве независимых друг от друга ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Именно независимость, а не распределение функций между ними, ставил Монтескье на первое место, понимая, однако, что реально в политической жизни может идти только о независимости суда.
Для достижения подлинной независимости судей Монтескье предлагает внедрить опыт Франции по покупке-продаже судейских должностей, и "олицетворение" этой власти в присяжных (выборных народных представителя, которых периодически созывают на специальные сессии).
Независимость законодательной и исполнительной власти, по Монтескье, имеет относительный характер, потому что в действительности в системе сдержек и противовесов существует своеобразная "независимая зависимость", когда одна власть не позволяет другой злоупотреблять своими функциями, что и является гарантией обеспечения прав и свобод граждан.
Законодательную власть, по его мнению, должен олицетворять двухпалатный парламент, который состоял бы из нижней - народной палаты, депутаты которой избирались бы на основе всеобщего избирательного права всем населением, и верхней - аристократической палаты, палаты пэров, члены которой назначаются из представителей господствующих слоев и передают должности своим наследникам. Такой модели присущи относительная независимость палат, распределение их функций и сдерживания, поскольку обе палаты наделены правом приостановления или отмены решений друг друга. Принятые парламентом законы обязательны для исполнения исполнительной и судебной ветвями власти, то есть законодатели приоритет, но в том случае, если сами подчиняются законам.
Важнейшей чертой исполнительной власти Монтескье считал скорость действий. А это возможно при условии, когда она сосредоточена в руках одного человека - монарха.
Ни одна из властей не должна обладать полномочиями отменять решения первых двух, но каждый может приостановить постановление, противоречит закону. Иными словами, ветви власти относительно друг друга выполняют еще и контрольные функции. Монтескье блестяще обосновал механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина, одновременно он доказывал, что отмена привилегий панов, духовенства, дворянства, горожан приведет к деспотической народного государства.
Благосклонно он относится к демократии, которой свойственно тяготение общества к добродетели и общего блага. Главным для аристократии мыслитель считает умеренность (неприхотливость), а монархии - честь. Всем им присущи соответствующие правовые системы: для демократии важно законодательно закрепить равенство прав детей при наследовании, запретить накопление богатств в одних руках, для аристократии - ограничить великолепия, чтобы не вызвать зависти у бедных, для монархии - сохранить собственность, поддержать богатое дворянство как силу и величие государства.
Деспотия же держится на страхе, произволе, законы ей не нужны, потому что деспот разрушает общество и искажает естественные права человека.
Форма государства определяет не только "дух законов", но и характер внешней политики: для республики - мир и умеренность, для монархии - воинственность. Большое значение для государства имеет размер ее территории: малой республике угрожают завоеватели, большая монархия способна противостоять им, но подвержена загниванию изнутри, к деспотизму. Поэтому небольшим государствам целесообразно объединяться в федеративные образования, где можно будет использовать преимущества малых и крупных стран.
Значительный вклад в политическую науку Нового Времени было сделано Жан-Жаком Руссо, Г. В. Ф. Гегель, И. Кантом, а также представителями утопического социализма Т. Мором, Т. Кампанеллой, Ш. Фурье, Р. Оускон и другими . Идеи указанных мыслителей, в частности относительно сущности властных отношений, концепции разделения властей, теории общественного договора, идеологических основ развития общества и другие, будет подробнее рассмотрен при рассмотрении тем модулю.