Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Основными общественно-политическими идеями в Киевской Руси были взгляды на происхождение государства, княжеской власти, правовое регулирование общественных отношений, отношения между церковью и государством, проблемы

единства и суверенности политической власти, объединения разрозненных удельных княжеств вокруг великого князя киевского, самостоятельности и независимости Руси и тому подобное. Главными проблемами политической мысли этого периода были две: равноправие Руси с другими государствами, прежде всего с Византией, и необходимость объединения русских земель для сохранения государства перед внешней угрозой.

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона.

Исходной проблемой "Слова" Илариона является вопрос о соотношении закона и истины (благодати). В традициях религиозной литературы под законом автор понимал Ветхий Завет, а под истиной - Новый.

Закон Иларион трактует как некую внешнюю установку, регулирующего принудительными методами деятельность людей на время до постижения ими истины. Истина, благодать является определенным внутренним контроллером человеческого поведения по воле Божией.

Иларион четко выражает свои симпатии к монархии как формы государственного правления. Считал, что власть должна концентрироваться в руках мудрого правителя, который удовлетворял бы определенные условия: помнил, что несет ответственность за подданных пред Богом осуществлял власть на основе закона и справедливости, а не произвола; был милостив к подданным.

Кирилл Туровский. Проблема соотношения церковной и светской власти в начале XII в. привлекла внимание епископа Кирилла Туровского. Он отстаивал единство этих ветвей общественной власти, идею "одного обладателя", призвал к единению Руси. Эти идеи он изложил в "Кирилла монаха притчи о человеческой душе, и о теле, и о нарушении Божьей заповеди о страшном суде, и о муках", "Повести о слепом и хромом", а также в других произведениях.

"Повесть временных лет" монаха Киево-Печерской лавры Нестор-летописцу.

Одним из важнейших вопросов политического характера проблема равенства Киевской Руси с европейскими государствами. Особое внимание в "Повести ..." уделяется обоснованию законности и необходимости княжеской власти. Автор дает схему коллективного владения Киевской Русью княжеским родом Рюриковичей.

Идея единства русских земель рассматривается прежде всего как духовная, которую обеспечивает христианская церковь. Что касается политического единства, то она выражается в единстве Киевской Руси как общей собственности князей-братьев, которые должны слушаться советов киевского князя как старшего среди равных. Причиной княжеских междоусобиц в "Повести ..." считается "искупления" дьяволом людей, а потому междоусобные войны и их зачинатели является неправедными и греховными.

"РУССКАЯ ПРАВДА" князя Ярослава Мудрого (1019-1054). Официальную политико-правовую идеологию тех времен было закреплено в первой памятке права - "Русской правде", где изложены нормы, регулирующие ранне феодальные отношения.

"Русская правда" состояла из трех частей: "Правды Ярослава", "Правды Ярославичей" (1073-1076) и пространной редакции "Русской правды" (начало XII в.). Законы Ярослава высоко ценили человеческую жизнь, честь, осуждали воров и убийц. Главными целями общежития провозглашались личная безопасность и неотделимость собственности. По насильственные действия определяли особую плату в казну - штраф, можно было откупиться деньгами. Смертной казни не было. Пристально защищалась собственность; при определенных условиях даже оправдывалось убийство вора. Самые тяжелые наказания, вплоть до изгнания с родной земли, устанавливались за кражу лошадей и поджог. "Русская правда" регулировала также имущественные отношения между людьми, отношения между родителями и детьми. Введенные им законы долгое время регулировали общественные отношения в Киевской Руси и, как считается, в чем-то были гуманными, чем современное законодательство.

"НАСТАВЛЕНИЯ" князя Владимира Мономаха (1053-1125). "Поучение" написано в форме завещания-обращение Владимира Мономаха к своим сыновьям. В нем обобщен опыт князя за время пребывания его на киевском престоле. Этот опыт он пытается передать своим сыновьям. В автобиографической части произведения подается идеализированная картина государственной деятельности и идеальный образ князя-правителя, который должен руководствоваться христианскими заповедями, моральными нормами и принципами. Именно это прежде Мономах завещает детям, иногда, по традиции того времени, почти дословно следуя своим текстом Библии.

Кроме моральных установок, "Поучение" содержит также практические указания по руководству государством, управление подданными, правил поведения с ними в некоторых типичных ситуациях, в частности во время войны. По политическим традициями славянства князь был не только правителем и военачальником, но и верховным судьей в государстве. Мономах обращает особое внимание своих сыновей на соблюдение ими закона и принципов справедливости и милосердия. При этом князь не только сам должен быть справедливым и милостивым, но и требовать этого от подчиненных. Он должен заботиться о них, особенно об обездоленных и беззащитных.

"Слово о полку Игореве" (1187).

В этой поэме нашла свое отражение ряд актуальных политических проблем.

В обстановке обострения междоусобной борьбы рассказывается о локальном явлении - поход новгород-северского князя Игоря в 1185 г. в половецкий степь и ее военное поражение. Неизвестный автор "Слова ..." в поэтической форме пытается сформулировать ряд обобщающих выводов. Главную причину тяжелого положения Руси он видит в междоусобной борьбе русских князей. Основной политический смысл сосредоточен в так называемом золотом слове великого киевского князя Святослава. Обращаясь к бояр и князей, он говорит, что главная вина Игоря и причина его поражения заключается в том, что тот пошел на половцев "себе славы искать», а не защищать интересы всего государства. Автор "Слова ..." отмечает, что для князя недостаточно быть ловким военачальником, нужно еще и уметь увидеть общегосударственный интерес и подчинить ему личный.

Исходя из вышеизложенного, подчеркнем, что в памятниках литературы Киевской Руси нашли отражение острые проблемы социально-политической жизни тогдашнего общества: покриплення государственности, сохранения единства первого славянского государства, отстаивание ее международного авторитета, решение проблемы соотношения светской и церковной ветвей власти.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии