Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Мировоззрение обычно понимают как систему взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. Мировоззрение человека преимущественно ориентировано

на решение сущности фундаментального отношения мир-человек. Именно в античной философии понятие макрокосм и микрокосм конкретизировали это отношение, придавая ему характер бы воспринимаемого чувствами.

 

Мировоззрение социально обусловленный поскольку мыслящий человек погружен всеми своими помыслами, чувствами и всем своим образом жизни в конкретное общественную среду. Поэтому человек и не может к окружающей к ней действительности относиться беспристрастно и равнодушно, как сторонний наблюдатель. Мировоззрение также ориентирован на узнавание отношения духа и материи, природы и общества, природы и сущности человеческого сознания, познаваемость мира, смысла жизни, Абсолюта, вечности и смерти, бесконечности и бессмертия, счастья и красоты, возможного и случайного и многое другое, без чего невозможно полноценное человеческое искание истины.

 

Центральным в природе мировоззрения является понятие мир-мир, воспринимаемый людьми, как правило, различным образом, так как они редко обращают внимание на необходимость ответственно, строго и недвусмысленно употреблять в своей речи те или иные понятия. Можно без преувеличения сказать, что какой мир человека, такой и его мировоззрение. Мир человека определяется всем образом ее жизнедеятельности, степени ее эрудиции, происхождению и социально-культурным окружением. Миры академика и слесаря-сборщика, банкира и географа, фермера и астронома, философа и домохозяйки существенно различаются.

 

Мироздание осознаваемая людьми двояко. В одном случае мы склонны переносить на мир качества и формы человека и человеческого общества. Это - антропоморфизм. Антропоморфизм многолик, но важные качества человека, - активность, целеустремленность, сознание, - в нем присутствуют непременно. (Внимательно слушайте антропоморфной лексики современной рекламы, и вы лучше поймете о чем идет речь). Во втором случае мы осознаем себя и общество, перенося нас свойства и законы природы как таковой. Это-социоморфизм, уподобление отношений между вымышленными антропоморфными существами отношениям между людьми в человеческом обществе. Проблема однако в том, что природа не антропоморфная и не социоморфна, а человек и общество это не вполне природа.

 

Попытки перенести законы природы в ткань индивидуального человеческого или общественной жизни малопродуктивные. Хотя человек и есть существо телесное и естественная, однако бытия в обществе накладывает на каждого из нас существенные различия. Впрочем, постигая и осознавая законы природы, люди могли бы более целесообразно организовать свою жизнь. Недоразумение человечества в том, что все более интенсифицируя техническую сторону своего бытия, оно все дальше отходит от основных принципов, регулирующих отношения между людьми в обществе. Отсюда и новая мораль, и новые жизненные ценности, и новые трудности в организации жизни общества.

 

Мировоззрение включает в себя и такую человеческую качество, как способность анализировать, систематизировать и обобщать имеющиеся в нашем распоряжении факты. Понимание, воля, готовность действовать, неразрывно связаны с убеждениями, которые есть у каждого человека, и которые опираются либо на веру, или на идеалы и моральные нормы.

 

Мировоззрение - сугубо индивидуальное явление, а потому оно может включать в себя все, что было перечислено выше, а может включать только часть, и то незначительное. Поэтому оно может быть бесстрастным и высокомерным, беспорядочным и лишенным способности к пониманию. Довольно часто, к сожалению, в нем могут отсутствовать идеалы и высшие духовные ценности.

 

Бытие мировоззрения невозможно вне человека. Отсюда и неослабевающий интерес к познанию природы и сущности человека, является предметом познания многих наук. Каждая из них принимает какой-то присущий только ей аспект исследования телесного или психического в бытии человека. Естественно, что при этом подспудно руководствуются желанием ответить на какой-то из важных вопросов: "Что такое человек?", "Каковы ее сущность и назначение в мире?", "В чем смысл индивидуальной человеческой жизни?", "В каком отношении находятся Бог и человек? " и тому подобное.

 

Познание человека имеет одну важную детерминацию. "Познай самого себя, и ты познаешь миры и богов", - было написано на фронтоне храма в Дельфах, отмечая глубокое тождество мира пренебрежительного, небесного и мира земного, человеческого. Ибо сказано: "Что наверху, то и внизу".

 

Люди, размышляют над фундаментальными понятиями дух и душа, сознательно или интуитивно часто употребляют известен ряд понятий: "сила духа", "укрепление духа", "душевное равновесие", "душевное спокойствие", "потерять душу" и тому подобное. Опять же понятие дух и душа рассматриваются в контексте представлений о вечности, бесконечности, смерти и бессмертии. Душа человека - это как ее истинное Я, то есть то начало человеческой индивидуальности, вне которого немыслима любая сознательная деятельность. Так, деятельность души начинается тогда, когда человек, направляясь путем истинного познания, осознает свою сущность, то есть постигает тот факт, что в ней есть что-то, что делает ее такой, какой она есть. Истинно деятельность души начинается тогда, когда осознается факт существования ее, как начала причастного вечности, полного знания и блаженства. Ложная деятельность души часто проявляется в чувстве панического страха, в всепоглощающему ощущении страха потерять что-то очень важное. Это даже не страх смерти, так как факт смертности тела признают все, - это именно страх потерять свою душу. Страх этот связан с непониманием душу потерять нельзя, если есть непоколебимая воля к подлинным ценностям. Но слабый человек, привязана к миру преходящего, к миру быстрых материальных вещей, жажда обладания которыми у нас преобладает, именно в потере вещей видит свою смерть. Жизни, полной материальных вещей, она предоставляет слишком большого значения, воспринимает его слишком серьезно. Единственным средством от таких страхов есть понимания не-важности всех вещей и явлений материального мира. Раз не-важность делает все вещи по сути одинаковыми, равными друг другу.

 

С точки зрения ведической философии душа - это вечное индивидуальное Я, мельчайшая частица духовной потенции Бога, находится в сердце материального тела. Проявлением души есть сознание. Сила души в ее способности выбирать, поэтому душа сама ответственна за свое освобождение или свой плен, хотя самостоятельно она не может ни освободиться от материального мира, ни вполне наслаждаться им. Душа всегда отличная от материальных целей, которым она следует под влиянием обстоятельств материальной природы. Индивидуальную душу познают в трех ее аспектах: во-первых, как сознание, что пронизывает все тело, во-вторых, как вечную душу, что находится в сердце, в-третьих, как личность.

 

«Форма, или душа, - отмечал Г.В. Лейбниц, - имеет то преимущество перед материей, является источником действий, так как она включает в себя начало движения или изменения ». Душа активная сама по себе, и это важно, потому что душа не безразлична к действию, подобно материи, и в самом себе находит то, что ее определяет, предоставляет порядке всем, что только будет ее окружать. Более конкретные представления о душе связаны с пониманием ее как существенного формы тела. Авиценна отстаивал такое понимание души наряду с понятием о ее бессмертии и нематериальности. Поскольку природа души рядом античных философов виделась как солнечно-звездная, то своеобразие души индивида проявляется в формах конкретного тела, выбранного ею (или сформированного ею!) Для своего очередного воплощения. На такие представления опираются определенные космоцентричний системы знания. Дух - категория еще более сложная и тяжелая для постижения и толкования, особенно в системах материалистического миропонимания. Напротив, с точки зрения той науки, считает себя причастной к познанию духа, дух есть единственная реальность, дух есть начало единственное и безусловное. И тогда Дух Единственный Сущий, несотворенной, Вечный. Возможно, это наиболее конкретные определения, в которых только и может человеческая речь выразить обобщенно фундаментальную сущность. "Бог есть дух", - сказано в Евангелии от Иоанна (4, 24). Признание этого положения в религиозно-философских системах необходимо продвигает к утверждению о том, что дух пронизывает собой все сущее, присутствует повсеместно и изначально во вселенной, будучи творцом всего видимого мира. Тогда возможно говорить и об укреплении духа, но лишь поскольку речь идет об укреплении сознания причастности к духу как высшего начала.

 

Тело человека с помощью мозга и нервной системы тесно связано со всей системой человеческих органов и находится в различных отношениях с миром внешним. Наши органы чувств составляют единственный источник знания о мире и на основе их деятельности возникают наши мысли, идеи, идеалы, что, будучи обобщенным и систематизированными, приобретают статус науки.

 

Итак, человеческая сущность триединая. Дух - начало бессмертное и неделимое. Тело состоит из текущего и делящегося. Душа связывает эти начала, разделяя природу обоих: она воплощена в эфирное тело, подобное физическому телу, которое без невидимого двойника не имело бы жизнь. Соответственно, к чему склоняется больше душа то и формирует эфирное, астральное тело. Духовные качества укрепляют тело души. Привязанность к телесному, следование голоса тела, делает душу грубой и ограничивает возможность реализации ею своего назначения.

 

Впрочем, проблемы духа, души и тела можно рассматривать и несколько иначе, поставив заранее материальное начало. Тогда дух можно идентифицировать со всей совокупностью мыслей, идей, проектов, в том числе и воплощенных в машины, технические устройства, плотины гидроэлектростанций, дома, скульптуры, картины, книги, оперы и т.д.. Тогда понятно, что мера духовности индивида может определяться тем, насколько он овладел всем духовным опытом человечества. А душу можно рассматривать как сферу чувственного, эмоционального бытия человека. Тогда душа человека будет просматриваться тем совершеннее, чем больше в ней сострадания, любви, желания добра ближнему.

 

Начиная свое философствование, надо учесть, что рассуждения о сущности и бытия человека неразрывно связаны с проблемой смысла жизни, смерти и бессмертия. В контексте такой проблемы представления о сущности и бытия духа, души и тела приобретают различные оттенки. В определенном смысле они оказываются обремененными и атрибутами смертности, и атрибутами вечности.

 

Структура мировоззрения включает в себя следующие основные элементы: онтология, гносеология, методология, проблема бытия человека в мире. Именно исходя из такого понимания, я и рассматривать сущность мировоззрения.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии